Броненосец береговой обороны: названия, история создания, развитие и характеристики

Броненосец береговой обороны: названия, история создания, развитие и характеристики

В средине ХІХ в. многие европейские морские державы стали использовать в своем вооружении специфический класс военных кораблей — ББО «броненосец береговой охраны» (обороны). Подобное нововведение создавалось не только для защиты своих пределов, но и потому, что такие лодки были дешевыми в производстве. Оправдали ли ББО возлагаемые на них надежды? Давайте узнаем об этом, рассмотрев историю этого типа кораблей и самых выдающихся представителей этого подкласса.

Броненосец береговой обороны: что это такое?

Военные действия на море имеют отличия от аналогичных сухопутных «мероприятий». В первую очередь — они более затратные. Ведь до места баталии на суше армия способна и пешком дойти с винтовками наперевес. А чтобы сразиться в море, нужен хоть какой-нибудь корабль, стоимость снаряжения которого всегда будет высокой. Ведь он будет являться не только транспортным средством, но и станет выполнять роль оборонительной «крепости».

броненосец береговой обороны вяйнемяйнен

Благодаря промышленной революции к средине ХІХ в. военная промышленность смогла отказаться от парусных и парусно-паровых судов, создав боевые корабли с броней, выдерживающей удары снарядов противника.

И хотя всего за десятилетие существования класса панцирных боевых лодок (броненосцев) они стали главным достоянием военного флота каждой державы, их производство и оснащение было весьма затратным. Поэтому не успели первые такие корабли выйти из верфей, как начались работы над изобретением более дешевого заменителя. Так появился подкласс «броненосец береговой обороны».

Это название носил тип панцирных низкобортных судов, вооруженных огнестрельными орудиями крупного калибра. Фактически ББО являлись следующим этапом в эволюции речных мониторов. Базовое их назначение — патрулирование побережья и его защита. В случае морского сражения такие броненосцы должны были поддерживать фланги сухопутных сил.

Базовые характеристики ББО

Подкласс «броненосец береговой обороны», по сути, был гибридом полноценного броненосца, монитора и канонерской лодки. От первого он унаследовал панцирь, от второй и третьей разновидности судов — низкий борт, легкость и маневренность.

Благодаря столь удачному сочетанию ББО были менее заметными, быстро двигались и лучше стреляли из-за особенности размещения орудий. А главное обходились дешевле в производстве.

Хотя в каждом государстве (с выходом к морю) разрабатывались собственные разновидности этого подкласса, все броненосцы береговой обороны имели ряд общих характеристик.

броненосец береговой обороны адмирал ушаков

  • Минимум автономности. Поскольку такие корабли имели постоянный доступ к суше, им не нужно было перевозить запас продуктов и вещей первой необходимости, обустраивать жилые отсеки для экипажа. Все лишнее было убрано из конструкции корабля. Это облегчило его и удешевило, одновременно сделав непригодным для долговременного пребывания в море.
  • Вооружение и броня как у полноценных панцирных судов. Каждый броненосец береговой обороны удалось оснастить оружием и защитой на уровне самых современных (на то время) боевых кораблей. Таким образом, столкнувшись в прибрежных водах с полноценным военным судом противника, ББО мог не только выдержать его обстрел, но и дать отпор.
  • Низкий надводный борт (наследие мониторов). За счет него корабль имел меньший силуэт — в него было сложнее попасть, чем в типичное панцирное судно. Меньшая площадь борта позволяла защитить броней больший процент корпуса. А низкое расположение орудий (вблизи центра тяжести всего корабля) помогало им вести более прицельный огонь. С другой стороны, низкий надводный борт делал ББО неприспособленными для плаванья в открытом море. Даже во время обычного шторма (находясь в прибрежной зоне) орудийные установки на суде заливались волнами и не могли применяться без значимого риска для устойчивости корабля. Все бытовые и жилые помещения были перенесены в подводную часть. Поэтому над ватерлинией оставалось очень мало отсеков, способных послужить резервом плавучести в случае получении повреждений или затопления.

История (особенности применения ББО в разных странах)

С момента своего появления (60-е гг. ХІХ в.) подобная разновидность броненосцев стала активно применяться всеми морскими державами.

По логике, первой из их почитательниц должна была бы стать «королева океанов» Великобритания. Будучи морской державой, она всегда придерживалась концепции: «лучший способ обороны — не подпускать к своим берегам противника, громя его силы на подходе». А береговые панцирные корабли как нельзя лучше подходили для этой цели.

Вопреки ожиданиям, британцы не особо яро использовали ББО. Потому что для защиты определенных портов, гаваней, а также береговых объектов от вражеских кораблей, способных к ним прорваться, применялись списанные классические броненосцы, не пригодные для ведения боя в первой линии.

И все же жители туманного Альбиона попробовали внедрить и эту разновидность. Правда, только в периоды обострения внешнеполитических отношений с Францией во второй половине 60-х гг. Но в условия британских водных владений ББО себя не оправдали, и к началу ХХ в. почти все они были списаны, а правительство отказалось от дальнейшего производства этого подкласса судов.

Французов данный вид панцирных судов заинтересовал более британцев. Узнав, что последние взяли на вооружение броненосцы береговой охраны, потомки галлов и сами начали активно внедрять новинку в свой флот, начиная с 1868 г. Цель — обеспечить оборону побережья дешевой альтернативой полноценных боевых кораблей.

Несмотря на большее количество единиц, особо полезных изменений в базовую конструкцию французы также не внесли. Поскольку потенциальным своим морским врагом они считали Великобританию — все новшества, по сути, были копированием английских моделей.

Но и в прибрежных водах французского побережья, такие суда оказались не особо практичными. Поэтому постепенно интерес этого государства к береговым броненосцам сошел на нет.

В 80-х гг. ХІХ в. в отношениях Российской империи и Германии наметилось явное ухудшение. Руководствуясь принципом Si vis pacem, para bellum, немцы начали укреплять обороноспособность в собственных мелководных прибрежных водах, стремясь предотвратить потенциальную атаку Балтийского имперского флота. Броненосцы береговой обороны с мелкой осадкой стали удачным решением для этой местности. Поэтому они были многочисленнее, чем у французов и британцев.

Первый немецкий ББО был построен в 1888 г. и на его основе в следующие 8 лет было произведено еще 7 таких же судов. В отличие от соседских, конструкция таких кораблей позволяла им безопасно плавать не только на мелководье, но и в открытом море. Отличающиеся практичностью немцы стали делать их универсальными. Несмотря на это преимущество, к началу ХХ в. и в этой стране отказались от производства таких броненосцев, отдав предпочтение полноценным боевым кораблям.

Вам будет интересно:  Тульское ружье ТОЗ-200: описание, характеристики, отзывы

В Австро-Венгрии приоритетом на вторую половину ХІХ в. были сухопутные войска. Поэтому флоту выделялось мизерное содержание. Этот дефицит средств и подтолкнул австро-венгров к постройке броненосцев береговой обороны. Произошло это в начале 90-х.

Та же ограниченность в средствах способствовала тому, что корабли, (спроектированные в этой стране) были довольно мелкими и по габаритам, и касаемо вооружения.

Однако именно это и стало их главным преимуществом, они были более устойчивыми и быстроходными, чем аналогичные ББО других государств, уступая лишь полноценным броненосцам. Удачная конструкция в купе с грамотным применением, позволила с их помощью австро-венграм потеснить итальянский флот в Адриатике.

Еще одна страна, которая стала использовать броненосцы береговой охраны из-за дефицита бюджета — Греция. Это произошло во второй половине 60-х. Все такие корабли греки заказывали в Великобритании. Несмотря на крохотные размеры и слабую скорость — они были жемчужинами флота Греции вплоть до 90-х.

Из-за обострения отношения с Османской империей в конце ХІХ в. греки нуждались в пополнении своего флота более мощными судами. Однако все та же бедность не позволила построить полноценные панцирные корабли. Вместо них флотилия пополнилась ББО более современной конструкции французского производства.

А вот Нидерланды к средине ХІХ в. давно утратили былое влияние в море. Однако со времен Великих открытий у них осталось несколько колоний в Индии. Чтобы они продолжали оставаться, их нужно было охранять. Как и у многих европейских держав того периода, финансовые возможности государства были скромны и не позволяли полноценно оснастить флот броненосцами. Поэтому ББО стали бюджетным вариантом для обороны непосредственно голландских берегов, на которые особо никто из соседей не претендовал. А вот границы вожделенных соседями колоний в Индии охранялись более тщательно дорогими и надежными крейсерами.

Важной особенность истории ББО в Нидерландах являет то, что все суда такого подкласса строились на отечественных голландских верфях. Для больше функциональности они имели высокие борта, что позволяло использовать их и как мореходный транспорт.

Полноценно развивать броненосцы береговой обороны стали в Швеции. Из-за натянутых соседских отношений с Российской империей руководство страны активно оснащало флот мелкими, но маневренными панцирными кораблями, которые должны были патрулировать ее берега. Поначалу они создавали собственные мониторы («Локе», «Джон Эрикссон»), но из-за их низкой мореходности и тихоходности стали применять ББО.

На протяжении 20 лет их использования было разработано 5 базовых моделей, которые и помогли поднять престиж Швеции, как морской державы.

С началом нового столетия в этой стране продолжали активно использовать такой тип судов, а к началу Первой мировой внедрили качественно новый тип броненосца береговой обороны — «Сверье». Корабли такой модели функционировали в составе флота вплоть до 50-х гг. ХХ в.

А вот разработки новых ББО в Швеции были свернуты перед началом войны с фашистской Германией. Дело в том, что новые реалии, требовали другого подхода. Поэтому, хотя шведы и применяли броненосцы береговой обороны при Второй мировой войне, основной упор теперь был на быстроходные и малогабаритные крейсера.

В соседней Норвегии ББО были так же горячо любимы. Это обусловливалось не только близким расположением, но и договором о координации военно-морских программ между этими странами. Однако же здесь вплоть до последнего десятилетия ХІХ в. использовались мониторы, и лишь в последнюю пятилетку решено было попробовать построить для флота 2 броненосца. Поручено это было сделать британской фирме, которая столь хорошо себя зарекомендовала, что получила заказ на еще 2 аналогичных суда.

Эти 4 ББО на протяжении следующих 40 лет были самыми сильными кораблями ВМС Норвегии. Справедливости ради важно отметить: то, что норвежцы при таком скудном количестве боевых судов сумели защитить берега страны от посягательств, — не столько их заслуга, сколько сурового климата.

В Датском королевстве долго не могли выработать единую политику касаемо ББО. Начав с кораблей средних размеров, к концу 90-х они стали специализироваться на мелких броненосцах для береговой охраны. Практика вскоре показала их непрактичность, поэтому датчане стали ориентироваться на шведское судостроение. Это тоже не особо помогло. Поэтому ББО в Дании всегда были слабыми, а вскоре и вовсе вытеснились более совершенными кораблями.

Последней в Европе использовать такие суда стали в Финляндии. Произошло это аж в 1927 г. Эта «запоздалость» позволила воспользоваться наработками других государств и сделать наиболее удобные и дешевые корабли для патрулирования береговой зоны. Совместив габариты датского «Нильса Юэля» с оружейным оснащением шведского «Сверье», конструкторам удалось создать весьма неплохой броненосец береговой обороны «Вяйнемяйнен». Параллельно с ним началась постройка второго корабля такого типа «Ильмаринен». Эти ББО стали единственными судами такого рода в финском флоте и, как ни странно, наиболее сильными среди всех прочих.

Примечательно, что после Второй мировой финский броненосец береговой обороны «Вяйнемяйнен» был продан СССР, где его переименовали в «Выборг». А вот «Ильмаринен» затонул в 1941 г., напоровшись на советскую мину.

Также ББО входили в состав флота неевропейских стран. Их использовали в Аргентине («Индепенденсия», «Либертада»), Таиланде («Шри Аетха») и Бразилии («Маршал Деодору»).

История ББО в Российской империи

В России броненосцы береговой обороны приобрели особую популярность. Здесь их именовали «башенными броненосными лодками». Они пришли на смену американским мониторам, в производство которых неофициально помогали граждане США.

Появление броненосцев береговой обороны в России было обосновано несколькими факторами.

  • Необходимостью быстро создать многочисленный бронированный флот.
  • Корабли такого типа в производстве обходились дешевле, чем полноценные броненосцы. За этот счет удалось быстрее расширить имперский флот.
  • ББО были выбраны, как аналог шведской флотилии для возможного противодействия ей.

История прибрежных бронированных судов в империи началась с 1861 г. Именно тогда в Британии был заказан первый российский ББО «Первенец». В дальнейшем из-за ухудшения британско-российских отношений все прочие корабли строились непосредственно в самой Российской империи. На основе «Первенца» для защиты столицы от вторжения со стороны моря были созданы «Кремль» и «Не тронь меня».

В дальнейшем дизайн ББО был приближен к американским мониторам. На основе их конструкции в следующие несколько лет было построено 10 судов под общим названием «Ураган». Их назначение — оборона Кронштадтской минно-артиллерийской позиции, а также Финского залива, морских подступов к столице империи.

Вам будет интересно:  Пневматическая винтовка Crosman 1077: характеристики, обзор, отзывы

Помимо них были закуплены панцирные корабли разновидностей «Русалка» и «Смерч», а также броненосец береговой обороны «Адмирал Грейг» и «Адмирал Лазарев». Последние 2 были низкобортными фрегатами.

Все перечисленные суда обладали мощным панцирным покрытием, но не годились для использования в море.

По-настоящему российскими можно считать так называемые «поповки». Это 2 круглых ББО, построенные по проекту вице-адмирала Попова. Один из них был назван в честь своего создателя «Вице-адмирал Попов», второй — «Новгород».

Броненосец береговой обороны такого вида имел необычную форму (круг), и по сей день заставляет ученых спорить о ее целесообразности.

броненосец береговой охраны

Новым этапом в истории ББО стал проект Э. Н. Гуляева. На его основе был построен броненосец береговой обороны «Адмирал Сенявин». Срочная необходимость в судах такого типа привела к тому, что, не успев закончить предыдущий, была начата постройка второго и третьего судов этого типа. Корабль, заложенный в 1892 г., получил название броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков».

броненосец ушаков береговой обороны

Еще через 2 года началась работа над третьим судом этого типа. Он получил имя «Генерал-адмирал Апраксин».

Броненосец береговой обороны, построенный последним, получил преимущество перед первыми двумя. Дело в том, что во время работ над ними выяснилось, что планируемое вооружение слишком тяжеловесное для такой конструкции. Поэтому у броненосца береговой обороны «Генерала-адмирала Апраксина» было оставлено только 3 пушки (254 мм). В остальном, средний калибр не изменился. Таким образом, каждый такой броненосец береговой обороны («Ушаков», «Сенявин» и «Апраксин») имел аналогичное строение. Они стали последними ББО, созданными в Российской империи. После них развитие этой разновидности судов прекратилось, так как они плохо показали себя в годы российско-японской войны. Оказавшись не способными полноценно воевать в открытом море, большая часть «адмиралов» и «ураганов» затонули или были захвачены противниками во время сражений в тихоокеанской акватории. По мнению специалиста по ББО В. Г. Андриенко, броненосцы береговой обороны столь бесславно участвовали в Японской кампании потому, что не были предназначены для подобных условий. Гибель или пленение этих кораблей — вина непоследовательности флотского руководства.

Рассмотрев историю создания и развития ББО, стоит обратить внимание на характеристики наиболее известных моделей по странам, где они использовались.

Британские ББО

Броненосцы этого подкласса не особо применялись у англичан. Поэтому значимых нововведений в их развитие они не внесли.

Наиболее известным панцирным кораблем береговой обороны здесь был «Глаттон», чья конструкция «позаимствована» у монитора США «Диктатор». Среди английских новшеств были следующие.

  • Бронированный бруствер, защищающий собой корабельную артиллерийскую установку и судовую надстройку.
  • Крайне низкий борт (самый низкий среди всех британских судов).
  • Вооружение — дульнозарядные орудия (305 мм). Это были самые мощные пушки флота Великобритании. Таких на «Глаттоне» было 2.
  • Доля водоизмещения для бронирования — 35 %. На то время это был рекорд.

Помимо «Глаттона» была разработана разновидность «Циклоп» на базе броненосцев «Церберус». Новинку отличало:

  • большее количество пушек (4) и их меньший калибр (254 мм);
  • более тонкая броня;
  • чрезмерная осадка, что негативно влияло на мореходность.

Французские ББО

Первыми панцирными судами на службе Франции стали 4 британских «Церберуса», изготовленные в 1868—1874 гг.

Французская альтернатива броненосцу береговой обороны появилась лишь в первой половине 80-х. Это были корабли типа «Темпет» и «Тоннер». Хотя они копировали основные наработки британцев, были и новшества. Это:

  • одна башня с двумя тяжелыми пушками (270 мм);
  • узкая надстройка, позволяющая орудиям стрелять прямо в корму корабля противника.

Следующим шагом в эволюции французских ББО стал «Тоннан» (1884). Базовым отличием стал только больший калибр орудия (340 мм). На его основе создался новый тип «Фурье»с артиллерией в башнях (ранее она располагалась в барбетах).

Немецкий «Зигфрид»

Данный подкласс в ВМС Германской империи был представлен только одной разновидностью «Зигфрид».

Его отличительные характеристики были следующими.

  • Водоизмещение 4 килотонны.
  • Скорость 14,5 узлов.
  • Три пушки (240 мм), размещенные барбетных установках.
  • Высокий борт (в сравнении с немецкими и французскими судами этого типа).

Австро-венгерский «Монарх»

Особо удачная конструкция кораблей в этой стране была заслугой выдающегося инженера Зигфрида Поппера. Именно он создал весьма удачную модель «Монарх».

  • Водоизмещение — менее 6 килотонн.
  • Калибр пушек — 240 мм.

Греческие ББО

В отличие от остальных, у греков было немало разновидностей таких кораблей.

Первым стал «Базилевс Георгиос»:

  • водоизмещение менее 2 килотонны;
  • слабое вооружение;
  • медленный ход;
  • крепкая броня.

На основе этого ББО спроектировали «Василису Ольгу»:

  • водоизмещение 2,03 килотонны;
  • скорость 10 узлов.

Последней греческой разновидностью стал тип «Издра»:

  • водоизмещение до 5,415 килотонн;
  • скорость 17,5 узлов;

ББО Нидерландов

Первым полноценным голландским судом такого типа стал «Эвертсен»:

  • водоизмещение 3,5 килотонны;
  • скорость 16 узлов;
  • 5 пушек: 2 по 150 мм и 3 по 210 мм.

Несмотря на маневренность и мореходность, скромные размеры кораблей стали причиной внедрение более совершенного их аналога — «Кенеген Регентес». Помимо водоизмещения до 5 килотонн, суда имели полный броневой пояс по ватерлинии и 6 пушек (2 по 210 мм и 4 по 150 мм).

«Кенеген Регентес» в определенном роде породил 2 таких типа голландских судов, как «Мартен Харпертсзон Тромп» (все пушки по 150 мм вместо казематов размещались в башнях) и «Якоб ван Хеемскерк» (6 орудий).

Шведские ББО

Первым кораблем такого типа стал для шведов «Свеа»:

  • водоизмещение 3 килотонны;
  • скорость 15-16 узлов;
  • укрепленная броня;
  • малая осадка;
  • базовое вооружение: 2 пушки по 254 мм и 4 по 152 мм.

Хорошие показатели «Свеа» позволили на его основе создать «Одина», который отличался только расположением орудий.

Следующим шагом стал «Дристигетен» с новым главным пушечным калибром — 210 мм. На основе этой модели вначале ХХ в. появился «Эран»:

  • более быстроходный;
  • легче броня;
  • средний калибр размещается в башнях вместо казематов.

Жемчужиной довоенного периода для шведов стал «Оскар ІІ»:

  • водоизмещение 4 килотонны;
  • скорость 18 узлов;
  • среднекалиберная артиллерия размещается в двухорудийных башнях.

После начала Первой мировой в Швеции был создан самый известный корабль такого рода — броненосец береговой обороны «Сверье». В отличие от всех предыдущих он был крупным, но при этом быстрым. Его базовые характеристики:

  • водоизмещение 8 килотонн;
  • скорость 22,5 — 23,2 узлов;
  • усиленная броня;
  • главный калибр пушек по 283 мм, размещены в двухорудийных башнях.

броненосец береговой обороны сверье

Броненосцы береговой обороны типа «Сверье» постепенно вытеснили «Оскар ІІ» и были основной морской боевой единицей вплоть до заката ББО в Швеции.

Норвежский «Харальд Хаарфагрфе»

Главным кораблем этого подкласса у норвежцев был «Харальд Хаарфагрфе» с такими характеристиками:

  • водоизмещение 4 килотонны;
  • скорость 17 узлов;
  • 2 пушки по 210 мм, размещенные в башнях на носу и корме.
Вам будет интересно:  Радиотехническая разведка: история создания, состав, структура и техническое оснащение

Усовершенствованная версия «Норге» была почти копией «Харальда». Ее отличали лишь большие размеры, менее толстая броня, и средний калибр пушек 152 мм.

Датские ББО

Первый полноценный датский броненосец для берегового патрулирования именовался » Ивер Хвитфелд»:

  • водоизмещение 3,3 килотонны;
  • 2 пушки (260 мм) в барбетных установках и малокалиберные (120 мм).

Честь создания самого маленького в мире ББО принадлежит именно жителям Дании. Это «Скьельд»:

  • водоизмещение 2 килотонны;
  • осадка 4 м;
  • 1 пушка в носовой башне (240 мм) и 3 (120 мм) в одиночных башенных установках на корме.

Непрактичность этого типа привела к его замене на серию из 3 судов «Херлуф Тролле». Несмотря на общее название, все корабли имели отличия в деталях, но вооружение у них было идентичным: по 2 пушки (240 мм) в одинарных башнях и по 4 (150 мм) в качестве артиллерии среднего калибра.

Последним броненосцем такого подкласса стал «Нильс Юэль». Примечательно, что строили его на протяжении 9 лет, внося поправки в начальный дизайн. Когда работы над ними были закончены, он получил следующие характеристики:

  • водоизмещение 4 килотонны;
  • 10 пушек (150 мм), позже дополненные зенитными автоматами.

Финские броненосцы береговой обороны

Первый ББО в этой стране именовался «Вяйнемяйнен».

финский броненосец береговой обороны вяйнемяйнен

При его разработке, инженеры пытались соединить в нем размерность датского «Нильс Юэля» с вооружением шведского «Сварье». Получившееся судо имело такие характеристики:

  • водоизмещение до 4 килотонн.
  • скорость 15 узлов.

Вооружение: артиллерия 4 пушки по 254 мм и 8 по 105 мм. Зенитная артиллерия: 4 «Винкерса» по 40 мм и 2 «Мадсена» по 20 мм.

Второй корабль финнов «Ильмаринен» стал первым надводным судом, на котором появилась дизельная электростанция. В остальном он имел подобные «Вяйнемяйнену» характеристики. Отличался лишь меньшим водоизмещением (3,5 килотонны) и вдвое меньшим количеством артиллеристских орудий.

ББО Российской империи

«Первенец» имел такие характеристики:

  • водоизмещение 3,6 килотонны;
  • скорость 8,5 узлов.

Вооружение в разные годы менялось. Изначально это были 26 гладкоствольных пушек (196 мм). В 1877-1891 гг. 17 нарезных орудий (87 мм, 107 мм, 152 мм, 203 мм), с 1891 — снова более 20 (37 мм, 47 мм, 87 мм, 120 мм, 152 мм, 203 мм).

Все десять кораблей типа «Ураган» имели такие свойства:

  • водоизмещение от 1,476 до 1,565 килотонн;
  • скорость 5,75 — 7,75 узлов;
  • вооружение по две пушки (229 мм) на всех ББО, кроме «Единорога» (две по 273 мм).

Башенный броненосец под названием «Русалка» отличался следующими характеристиками:

  • водоизмещение 2,1 килотонна;
  • скорость 9 узлов;
  • вооружение 4 пушки по 229 мм, 8 по 87 мм и 5 по 37 мм.

Чуть меньшего размера и показателей был «Смерч»:

  • водоизмещение 1,5 килотонны;
  • скорость 8,3 узла.

Вооружение «Смерча» изначально составляло 2 пушки по 196 мм. В 1867-1870 гг. — было расширено до 2 орудий по 203 мм. В 1870-1880 гг. стало 2 пушки по 229 мм, 1 картечница Гатлинга (16 мм), и 1 Энгстрема (44 мм).

Броненосец береговой обороны «Адмирал Грейг» присоединился к Балтийскому флоту в 1869 г. Его свойства были такими:

  • водоизмещение 3, 5 килотонны;
  • скорость 9 узлов;
  • вооружение: 3 двуствольных башенных установки Кольза (229 мм), 4 пушки Круппа (87 мм).

Броненосный фрегат типа «Адмирал Лазарев» имел такие базовые характеристики:

  • водоизмещение 3, 881 килотонна;
  • скорость 9,54 — 10,4 узла;
  • вооружение до 1878 г . состояло из 6 пушек (229 мм), после него — 4 пушки Круппа (87 мм), 1 орудие — 44 мм.

Броненосцы береговой обороны типа «Адмирал Сенявин» относились не только к российскому флоту, но и японскому. Там этот тип ББО звался «Мисима». Всего было построено три однотипных суда: броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин» и «Генерал-адмирал Апраксин» с такими характеристиками:

  • водоизмещение 4,648 килотонн;
  • скорость 15,2 узла.

броненосец береговой обороны генерал адмирал апраксин

Что касается вооружения, то у «Ушакова» и «Сенявина» оно было: 4 пушки по 254 мм, 4 по 120 мм, 6 по 47 мм, 18 по 37 и 2 по 64 мм. Также ББО были оснащены 4 надводными торпедными аппаратами по 381 мм. Обороноспособность «Апраксин». Как и его «братья», он был оснащен аналогичными торпедными аппаратами, а также 3 пушками по 254 мм, 4 по 120 мм, 10 по 47 мм, 12 по 37 мм и 2 по 64 мм.

Закат эпохи ББО

К началу ХХ в. эта категория военных кораблей стала рудиментом для большинства флотов. Причем первыми стали отказываться от таких броненосцев государства, чья сфера интересов распространялась на океаны. В то время как в странах, где продолжали использовать ББО, прилегающие к ним побережья изобиловали заливами небольших размеров, бухтами, а также шхерами. По этой причине в то время как Англия, Франция и Великобритания в начале нового века отказались от дальнейшего производства таких кораблей, скандинавские державы еще долго применяли их у себя. Как следствие в Российской империи также не спешили отказываться от подобных судов.

В следующие 20 лет и эти приверженцы ББО стали потихоньку избавляться от них. Этому способствовало несколько причин.

  • Дабы сохранять боеспособность этого подкласса броненосцев, новые модели приходилось оснащать дорогостоящим оборудованием и оружием. Все эти переделки отразились на финальной цене, весьма высокой. Из класса бюджетных военных кораблей броненосцы береговой обороны превратились в весьма затратные, но при этом неполноценные боевые единицы. Для флота любого из ведущих морских государств они стали лишней статьей расходов.
  • ББО морально устарели. Будучи неспособны сражаться в открытом море, их главным преимуществом была способность не подпускать противника к берегу на расстояние выстрела. Однако в первой половине ХХ в. стали появляться орудия с большей дальностью стрельбы (до 20 км), применяемые на военных судах нового типа. Им уже не нужно было близко подходить к берегу, чтобы нанести по нему удар. А развитие военной авиации и подводных лодок (способных быстро и беспрепятственно приближаться к берегу) вбило последний гвоздь в гроб ББО.

К концу 30-х гг. нового века производство подобных судов почти прекратилось. Имеющиеся в наличии корабли стали использовать только как патрульные или разоружив, отдавались на нужды гражданских флотов. Лишь страны Балтики и СССР продолжали использовать такие суда, да и то, дабы их вооружение соответствовало друг другу. Но и они постепенно перестали развивать этот подкласс броненосцев.

После Второй мировой все еще существующие ББО были списаны и разобраны, став уделом истории.

Источник


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: