24-04-2019 07:10

Портреты Рафаэля: названия и описание шедевров

Все, чего касалась кисть Рафаэля, становилось "божественным". Это касается и выполненных им портретов. Рафаэль из Урбино прославился огромным количеством мадонн и женщин на своих картинах. В статье будут рассматриваться только мужские изображения Рафаэля, написанные с покровителей, друзей, просто заказчиков. По отзывам современников, Рафаэль очень точно передавал сходство с оригиналом на своих полотнах, мог «ухватить» саму суть характера модели.

Приписывается Рафаэлю

Поскольку Рафаэль - один из самых известных художников в мире, все работы его кисти ценятся очень высоко. Это приводит к тому, что многие картины мастеров папского круга приписываются именно ему. В те времена художники часто «дописывали», копировали и переделывали работы друг друга. Кроме того, нужно учесть и то, что не все картины Рафаэль, имеющий множество учеников, выполнял сам от начала и до конца, особенно в последние пять лет жизни. Зачастую он только начинал, слегка подправлял и завершал работы учеников несколькими мазками, которые при этом заставляли их сверкать, как писал его современник Джорджо Вазари.

Максфилд Пэрриш: биография художника, известные картиныВам будет интересно:Максфилд Пэрриш: биография художника, известные картины

А еще необходимо учесть, что на протяжении своей короткой жизни художник неоднократно менял манеру письма, творчески усваивая лучшее из того, что делали другие мастера. Из-за этого возникают сложности в определении авторства картин.

Картины с маковыми полями Клода МонеВам будет интересно:Картины с маковыми полями Клода Моне

Из портретного творчества Рафаэля Санти сохранилось не более 20 произведений, бесспорно принадлежащих его кисти. Основная их часть остается в галереях Питти и Уффици (Италия).

Рафаэль, портрет Бальдассаре Кастильоне

Бальдассаре Кастильоне

Картина с изображением Бальдассаре 1514-1515 годов - это одно из самых значимых произведений как самого художника, так и всего искусства эпохи Возрождения. На портрете запечатлен Бальдассаре Кастильоне, дипломат и гуманист, типичный представитель знатного тосканского рода, друг и покровитель Рафаэля. Он выглядит на полотне удивительно естественно, чувствуется даже некоторая стеснительность в сжатых пальцах рук. Но горящие в глазах ум и ирония над самим собой, позирующим, позволяют зрителям легко представить этого человека смеющимся и серьезным одновременно. Во время написания портрета Бальдассаре было 37 лет. На полотне изображен уверенно стоящий на ногах и знающий цену себе и жизни мужчина.

Картины советских художников: список самых известныхВам будет интересно:Картины советских художников: список самых известных

Вельможа и воин, свой в кругу художников и писателей, папский нунций в Испании и человек, любящий жизнь, олицетворяющий собой эпоху гуманизма и свободы, таков Кастильоне. В чертах лица совсем нет чванства и гонора, которым отличалось большинство портретов знатных итальянцев той эпохи (да и представителей знати других времен). Неудивительно, что работой восхищались и брали что-то для себя Тициан, Матисс и Рембрандт. Потом портреты, передающие мгновенное состояние, остроту и множественность эмоций, глаза, от которых не оторвать взгляда, мастерски будет писать Франц Халс.

Покровители Рафаэля

В своей жизни Рафаэль Санти портретов своих покровителей написал множество. Способность нравиться была присуща не только работам великого художника, но и ему самому в отличие от сумрачного и сурового Микеланджело. История не упоминает ни о врагах Рафаэля, ни о его ссорах с друзьями, покровителями или товарищами по цеху. Все написанные художником картины нравились и моделям, и зрителям. Поэтому заказов у мастера было очень много. Но главными заказчиками Рафаэля Санти следует считать, конечно, римских Пап и их окружение. Стоимость работ была велика, поэтому художник очень скоро стал богат.

Понтифики в творчестве Рафаэля

Рафаэль портреты пап начинает писать с Юлия II в 1511 году, уже будучи достаточно зрелым и признанным художником. Полотно с изображением понтифика хранится в Национальной лондонской галерее. Рафаэль был рекомендован папе архитектором Браманте, земляком художника. Обаяние и работоспособность молодого мастера расположили к нему понтифика, властного и амбициозного человека. Он доверил Рафаэлю расписывать залы Ватикана, а затем приказал счистить фрески старых мастеров, подготовив стены и потолки под работы Рафаэля, что и было выполнено.

Кроме портрета папы Юлия 2, Рафаэль известен изображением Льва Х с кардиналами, датируемым 1518-1519 годами, хранящимся во флорентийской галерее Уффицы.

Изображения Римских понтификов требуют особого внимания. Рассмотрим некоторые из них.

Юлий II Рафаэля

Портрет Папы Юлия 2

Это одно из наиболее запоминающихся полотен кисти великого художника. На портрете папы Юлия II изображен очень старый человек, сидящий в кресле с множеством атрибутов своей власти. Он глубоко задумался, его мысли не здесь, но они спокойны. Он одет парадно: красная мантия и белый стихарь красиво оттеняют друг друга, на голове символ папской власти – тиара, на руках – перстни. Властность, принципиальность и несгибаемая сила - вот характеристики этого человека. А еще любовь к дорогим и красивым вещам. Лицо понтифика жестковато и суховато. О живости и натуральности портрета Д. Вазари писал, что увидев его, люди трепетали, как перед живым.

Лев Х с кардиналами

Папа Лев X

Этот портрет, если заменить одежду, вполне мог быть изображением главы какой-нибудь мафии с помощниками. От чувства тяжелых отношений и наличия большого количества общих грязных дел у этой троицы очень трудно избавиться. Не спасают ни раскрытая книга, ни умные глаза и красивые руки папы, ни дорогие ткани, ни золото, ни красные мантии братьев-кардиналов. Красно-черные тона картины подчеркивают и дополняют впечатление.

Портрет Аньоло Дони, хранящийся в галерее Питти, Флоренция

Аньоло Донни

Эта работа Рафаэлю была заказана парной (вместе с изображением жены, Маддалены Дони) и была выполнена в 1506 году. Восхищенный творчеством Рафаэля Вазари, говоря о картине, рассказывает больше об истории ее создания, чем о самой работе, считая ее «проходной» в творчестве мастера.

На портрете изображен молодой, богато одетый мужчина, с напряженно-настороженным и в то же время гордым взглядом, в котором можно угадать и лукавство, и странную беззащитность одновременно. Он явно хочет встать и уйти, судя по взгляду, а поза говорит о полной расслабленности и уравновешенности. Эта двойственность была и в самой жизни Аньоло Дони: будучи крупным торговцем шерстью, он очень много тратил на приобретение предметов искусства. Заказ двойного портрета у знаменитого Рафаэля явно обошелся ему недешево и был сделан только ради жены.

На картине Аньоло изображен в модном, хорошо сшитом богатом костюме (белье из явно дорогой и тонкой ткани) и мягкой шапочке в тон, грубоватые руки подчеркнуто украшены перстнями.

"Кардинал", хранящийся в Музее Прадо, Мадрид

Портрет кардинала

Написанный на дереве в 1510-1511 годах Рафаэлем «Портрет кардинала» был заказан художнику и понравился заказчику. Яркая оранжево-алая мантия с целым рядом пуговиц и такая же парадная шапочка помогают оттенить выразительные черные глаза, легкий румянец и нежную кожу модели. Спокойствие и уверенность в себе, властность и одновременно способность льстить в позе и сжатых губах завершают характеристику. Еще молод, но далеко пойдет - вот вывод, который сам собой напрашивается.

Многие полотна с изображением молодых людей, выполненных или приписываемых Рафаэлю, очень разнятся по колориту и создаваемому впечатлению.

Рассмотрим две работы Рафаэля: «Портрет молодого человека» и «Портрет молодого человека с яблоком».

Молодой человек с яблоком

На полотне с яблоком, датируемом 1505 годом, изображен юноша (предположительно Франческа Мария делла Ровере, 15 лет). В глаза бросаются породистое, изящное лицо, полуприкрытые глаза, тонкие губы. Красивый красный костюм, щедро отделанный мехом, манера держаться - все сообщает, что их владелец богат и знатен. Жесткость и неумолимость проглядывают с картины, вряд ли улыбка этого человека будет приятной.

Другая работа Рафаэля – выполненный на дереве «Портрет молодого человека», предположительно Пьетро Бембо, оставляет совершенно другое впечатление. Мастер наполнил изображение своего друга покоем, светом и любовью, как он это делал на многочисленных фресковых и живописных работах мадонн. Молодой человек на портрете Рафаэля при всей миловидности и мягкости выглядит явно мужчиной: сильным, добрым и целеустремленным. Мощная шея и плечи выдают фигуру воина, защитника.

Этот юноша впоследствии достигнет вершин, станет кардиналом Пьетро Бембо и знаменитым в свое время писателем и поэтом, автором «Азулинских бесед». Он будет изображен Тицианом в красной кардинальской мантии в возрасте 70 лет.

Рафаэль с другом

Сила и слава Рафаэля как портретиста

Еще не одну сотню лет работы мастера будут интересовать людей всего мира, еще многие люди будут видеть в полотнах Рафаэля скрытые характеры, самые разные черты своих знакомых, друзей и недругов. Многие художники будут учиться у Рафаэля мастерству портрета. Ведь мастер обладал силой, способной при всем величии сана склонить на свою сторону таких могущественнейших людей, как Юлий II и Лев Х, сумел достигнуть с их помощью величайшего почета как для себя, так и для искусства.



Источник