Епископ Диомид Анадырский и Чукотский

Епископ Диомид Анадырский и Чукотский

Епископ Диомид — отечественный религиозный деятель, который стал известен, когда основал неканоническую группу под названием «Святейший правительствующий синод Русской православной церкви». На протяжении восьми лет руководил Анадырско-Чукотской епархией. В 2008 году лишен сана епископа, по официальной информации с тех пор находится в статусе монаха. При этом сам Диомид неоднократно заявлял, что разорвал отношения с РПЦ, обвиняя ее в служении Антихристу. Широкую известность приобрел в 2007 и 2008 годах, когда выступил против патриарха Алексия II. В результате его деятельность осудил Архиерейский собор, ему было запрещено священнослужение, от руководства епархией его отстранили. В этой статье мы расскажем биографию одного из самых известных современных раскольников.

Образование

Епископ Диомид Анадырский и Чукотский

Будущий епископ Диомид, которого в миру звали Сергей Иванович Дзюбан, родился в небольшом рабочем городке Кадиевка на территории Луганской области. Высшее образование получил в институте радиоэлектроники в Харькове, который окончил в 1983 году. После этого работал на должности инженера-конструктора в местном технологическом бюро при ДОСААФ.

О его тяге к православию стало известно во время перестройки. В 1986 году Дзюбан поступает в столичную духовную семинарию. Летом следующего года герой нашей статьи был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре архимандритом Алексием (Кутеповым). Он получил имя Диомид в честь врача святого Диомида, который жил во времена римского императора Диоклетиана в III-IV веках нашей эры.

Дурная слава

Примечательно, что уже в то время о Диомиде сложилась дурная слава. Как рассказывают очевидцы, вскоре после пострижения в монахи, когда он вернулся в академию, то ночевал в одной келье со своим родным братом. Ночью срочно была вызвана скорая помощь. Келья, в которой жили братья, вся была в крови. У Диомида была рассечена кисть топором, а у его брата в крови была вся голова. Монахи что-то не поделили. Обычно за такое поведение из Московской духовной академии сразу исключали, но в этот раз все сделали вид, будто ничего не произошло, утверждает находившейся там в то время священник Михаил Неверов.

Более того, уже летом 1987-го Диомид был рукоположен в иеродиаконы митрополитом Минским и Слуцким Филаретом. Сан иеромонаха получил от патриарха Алексия II в 1991-м.

Через два года Диомид стал выпускником духовной академии, но степень кандидата богословия получить не сумел. Через какое-то время он подал в академию научную работу. Она была посвящена деятельности священника Арсения (Мацеевича), которого императрица Екатерина II отправила на каторгу за выступление против изъятия церковных земель. Однако рецензенты, которые оценивали диссертацию, заявили, что, судя по стилю, она не могла быть написана человеком, живущим в XXI веке. Выяснилось, что первоисточником стала редкая книга, изданная еще до революции, с которой Диомид уехал на Камчатку. Диссертация оказалась списана практически на 70 процентов. Ее защита так и не состоялась.

Служба на Дальнем Востоке

С 1991 года Диомид находился в командировке на территории Магаданской и Камчатской епархий. До 2000 г. был настоятелем храма в городе Елизово. За это время получил сан игумена.

Очевидцы вспоминают, что у него изначально не сложились отношения с камчатским духовенством, которое было поголовно настроено против него.

Вам будет интересно:  Выходной день с пользой: выбираем музей (Мытищи)

Назначение епископом

Несмотря на напряженные отношения с местным духовенством, летом 2000 года Священный Синод выбрал его епископом только что учрежденной Чукотской и Анадырской епархии. Через два дня после этого Алексий II возвел его в сан архимандрита.

При этом изначально у чукотского епископа Диомида сложились сложные отношения с светскими властями. Священник заявлял, что при губернаторе Абрамовиче в регионе появилось много проповедников из США. Примириться с главой Чукотки удалось только после того, как олигарх выделил деньги на строительство нового кафедрального собора.

По оценкам СМИ, за два года Абрамовичем было выделено на строительство храмов примерно столько же денег, сколько до этого выделялось за целое десятилетие. Это способствовало развитию православия на Камчатке, в чем видели заслугу и епископа Диомида.

Выступление против Московского патриархата

Обращение епископа Диомида

Риторика священника резко сменилась с февраля 2007 года. Он начал публично осуждать отступления, которые, по его мнению, допускались в практике и учении руководства столичной епархии.

Это закончилось тем, что летом 2008 года он был лишен сана, а также отстранен от управления епархией. Более того, уже бывшему епископу Анадырскому Диомиду запретили священнослужение. Сам герой нашей статьи не признал этих решений, осудив руководство патриархата.

В октябре 2008 года его дело разбирал Священный Синод, который утвердил лишение сана. Епископ Диомид отказался признавать это решение, ушел в раскол.

Знаменитое обращение

Фактически конфликт с патриархатом начался 22 февраля 2007 года. Именно тогда было опубликовано в Интернете скандальное обращение епископа Диомида. В нем он критиковал московские духовные власти, обвиняя их в отступлении от чистоты православной веры.

Изначально текст епископа Анадырского и Чукотского Диомида появился на сайте Константина Душенова «Русь православная». После этого герой нашей статьи дал подробное интервью, в котором обосновал свою позицию.

Комментируя это заявление, диакон Андрей Кураев назвал епископа Диомида (Дзюбана) человеком, который уже давно потерял связь с реальностью.

Внимание прессы к этому обращению появилось только 1 марта, когда его опубликовали «Новые Известия». СМИ утверждали, что в центральных регионах начался сбор подписей в поддержку чукотского епископа Диомида, это грозит крупным церковным расколом.

Версии о появлении документа

Константин Душенов

Существовало множество версий о причинах появления этого обращения. Протоиерей Всеволод Чаплин обвинил во всем Душенова, утверждая, что тот хотел устроить переворот в РПЦ, а митрополит Кирилл отмечал, что заявление появилось накануне объединения Московского патриархата с Русской зарубежной церковью, было направлено на срыв подписания соглашения.

6 июня появилось решение Епархиального собрание и открытое письмо патриарху, которые были написаны уже в каноническом тоне, но фактически повторяли мысли, изложенные в обращении епископа Анадырского Диомида. В итоге в этих документах от московского патриархата, по сути, требовали покаяться в ереси.

В январе 2008 году стало известно, что Диомида поддерживает популярный в ультраконсервативных кругах иеросхимонах Рафаил (Берестов) из Новоафонского монастыря в Абхазии. Он заявил, что Алексий II слушается врагов церкви, у которых идет на поводу.

Обвинения в адрес РПЦ были также обусловлены сближением с католической церковью. В консервативных кругах осуждался экуменизм, критиковалось решение патриарха совершить молитву в соборе Парижской богоматери в Париже.

В июне 2008 года Диомид заявил, что не приедет на Архиерейский собор из-за болезни. В газете «Дух христианина», которая издавалась с его благословения, он еще раз обвинил руководство московского патриархата в связях с католиками, обвиняя их в том, что священников высшего ранга хранятся деньги в западных банках, от Ватикана они получают соответствующие дивиденды.

Вам будет интересно:  Особенности менталитета белорусов: коротко о главном

Специальная каноническая комиссия вынесла определение, что заявления Диомида способствуют расколу, поэтому он подлежит церковному суду.

Предание анафеме

Патриарх Алексий II

В июле 2008 года Диомидом было выпущено еще одно обращение, в котором он предавал анафеме патриарха Алексия II и его ближайшее окружение. Консервативно настроенная часть православной общественности сразу заявила, что епископа готова поддержать, как минимум, четверть верующих. Впереди неизбежно размежевание внутри самой церкви.

Через несколько дней стало известно, что служение «священников-диомидовцев» стали запрещать. Начали с четырех сторонников епископа на Чукотке.

После этого Диомид заявил, что больше не поминает Алексия II во время службы, а московский патриархат считает вдовствующим.

Комментируя поведение и поступки героя нашей статьи, некоторые сравнивали его со священником Гапоном, который попытался сплотить вокруг себя народ, вдохновляя абстрактными идеями борьбы неизвестно за что, часть посчитало данное решение ошибкой епископа Диомида.

Религиовед Роман Силантьев отмечал, что у секты, создать которую попытался священник, были определенные перспективы. Она могла разрастись, так как диомидовцев стали активно и повсеместно использовать для создания мощной оппозиции внутри самой церкви. Однако все рухнуло после того, как сам священник отказался приехать на Архиерейский собор по причине, которую в данных условиях можно считать ничтожной. Если бы он не представил справку о болезни, а явился лично, все могло быть пойти совершенно по иному сценарию.

Лишение сана

Где сейчас епископ Диомид

В октябре 2008 года открылось заседание Священного Синода под председательством патриарха, на котором был вызван Диомид. Однако в Данилов монастырь, где проходило собрание, он не приехал.

Члены Синода начали разбирать дело без его участия. Они констатировали игнорирование епископом направленных ему приглашений, отсутствие с его стороны покаяния и продолжение деятельности, которая всячески способствует расколу. Архиерейский Собор о лишении сана Диомида было решено официально считать открытым.

В тот же день возле здания Московского патриархата, расположенного в Чистом переулке, несколько десятков человек совершили молитвенное стояние в поддержку Диомида. Себя они назвали православным братством.

Не прибыв на заседание Синода, Диомид прислал телеграмму, в которой отметил, что скорбит из-за того, что Русская православная церковь теперь служит Антихристу.

Высокопоставленные священники, приверженцы Московской патриархии, вновь резко осудили заявления Диомида. В частности, Чаплин заявил, что это наказание от Господа, которое заключается в лишении человека разума. Отметив при этом, что возможность покаяться до сих пор присутствует, но вместо этого епископ удаляется во все в более отдаленные места.

Конфликт продолжал развиваться. 25 октября Диомид единолично рукоположил в чин епископа своего родного брата Феофила, что было недопустимо делать в соответствии с церковными канонами. При этом он объявил, что возрождает Правительствующий Синод, сам становится на жесткие позиции имяславия, то есть мистического и догматического учения, получившего распространение среди афонских монахов в начале XX века. Еще в 1913 году имяславие было официально признано ересью, возникшая смута в афонских монастырях подавлено с помощью русских войск. Своих сторонников Диомид призывал не ходить в храмы Русской православной церкви, а организовывать собственные общины.

Митрополит Кирилл

28 ноября стало известно, что чукотский епископ может быть отлучен от церкви. Об этом заявил временный управляющий Анадырской епархией архиепископ Марк (Тужиков). Формально это было предложено сделать по той причине, что за два последних месяца Диомид и его сторонники ни разу не появились в храме, не причащались и не исповедовались. По церковным правилам человек, пропустивший две службы, отлучается от церкви, так как свидетельствует, что церковь ему не нужна.

Вам будет интересно:  Краевой центр экологии туризма и краеведения в Ставрополе - здесь учат любить природу

5 декабря 2008 года в возрасте 79 лет скончался патриарх Алексий II. В интервью, комментируя эту новость и обморок митрополита Кирилла на отпевании, Диомид заявил, что молитвы его прихожан были услышаны Господом. При этом он добавил, что если его прихожане будут также усердно молиться, то Бог и Кирилла должен будет призвать к ответу. Закончил интервью он резким высказыванием о том, что хороший еретик — это либо искренне раскаявшийся, либо мертвый.

Дальнейшая жизнь

Мыс Шмидта

Многих интересует, где сейчас епископ Анадырский и Чукотский Диомид. После отлучения от церкви и лишения сана он остался проживать на Чукотке в поселке городского типа Мыс Шмидта, в котором проводил много времени с самого начала конфликта с Русской православной церковью. В этом небольшом населенном пункте, названном в честь исследователя Арктики, герой нашей статьи возглавлял приход.

В 2009 году религиовед Роман Силантьев, повествуя, чем занимается и где сейчас находится епископ раскольников Диомид, рассказал, что тот сломал ногу, но отказывается от лечения. Якобы священник опасается, что масоны залечат его до смерти.

В сентябре 2009 года о Диомиде снова заговорили, когда стало известно, что он запретил в священнослужении Корнилия (Радченко) за самовольную канонизацию императора Николая II.

Светлана Солодовник в начале 2010 года при этом отмечала, что после лишения сана экс-епископ практически никак себя не проявлял, что может свидетельствовать о том, что его фигура изначально была слишком раздута.

Все, кто на протяжении нескольких последующих лет собирался узнать, где епископ Чукотский и Анадырский Диомид, мало что могли выяснить. Только в ноябре 2013 г. появилась новая информация. На форуме на его официальном сайте появилось сообщение о том, что приближенные к раскольнику смогли выйти с ним на связь и пообщаться по телефону. Утверждалось, что Диомид остается бодр духом, у него по-прежнему болят ноги, но он пытается не унывать и держаться по-мужски. В нем живет вера и надежда, при этом экс-священник перестал бороться с властями, не желая попусту тратить свою энергию.

Весной 2016 года появились сообщения, что он живет на Камчатке, в октябре того же года вопросом, где сейчас епископ Диомид, заинтересовалась «Независимая газета». Изданию удалось организовать его первое за долгое время интервью. При этом отмечалось, что лично встретиться с раскольником не удалось, он отвечал из неизвестного места, не пожелав раскрыть, где находится в данный момент. Из интервью стало известно, что Диомид, которого официальная церковь все эти годы считает простым монахом, следит за деятельностью РПЦ, по-прежнему выступает против позиции и деятельности Московского патриархата.

На данный момент в последний раз узнать, где епископ Диомид, удалось в феврале 2018 года. Он появился в Воронеже на службе вместе с неканоническим православным архиепископом Мартином (Лапковским), который также находится за пределами какой-либо юрисдикции. Отмечалось, что религиозные деятели сблизились на почве интереса к имяславию.

Источник


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: