Насреддин Афанди является героем многих анекдотов, юмористических миниатюр, а также сатирических сказок. Рассказы об этом остроумном и хитром человеке распространены не только в мусульманских странах Востока, но еще и среди населения на Балканском полуострове. Русскоязычному кругу читателей этот персонаж известен из книги советского писателя Леонида Соловьева "Повесть о Ходже Насреддине".
Откуда родом знаменитый плут?
Несмотря на то, что Насреддин Афанди - это самый популярный персонаж всех восточных сказок, нет точных данных о том, существовал ли он на самом деле. Есть несколько упоминаний о человеке, жившем в городе Акшехире (территория современной Турции), с которого якобы был списан образ Насреддина. Однако вопрос о существовании исторической личности остается предметом острых дискуссий.
Вам будет интересно:Музей советских синтезаторов. А можно поиграть?
Когда жил герой
Практически в каждой фольклорной традиции различных народов встречается свой персонаж, очень похожий на Афанди. Так, например, в России мы с детства знакомы с Иванушкой-дурачком, в арабских странах есть собственный Джоха, у казахов известен персонаж Омирбек, армяне же любят своего Пулу-Пуги. Насреддин Афанди распространен среди тюркских народов, возможно поэтому узбеки как самый крупный этнос считают этого персонажа своим родным.
Удивительно, но даже в поисковике Google "Насреддин Афанди латифалари" (с узбекского языка переводится как "анекдоты об афанди") является самым популярным запросом. Если говорить о возникновении различных анекдотов с его участием, то они появились примерно в XIII веке. Логично будет предположить, что историческая личность - прототип Насреддина, жил в то же время.
Литературный образ героя
Легендарный персонаж, который пришел из Восточного устного фольклора, представляет собой героя, обладающего мудростью философа, остроумием и хитростью плута, веселым характером оптимиста и неугасаемой любовью к своему народу. Известно, что Насреддин Афанди был тонким знатоком языка, обладал невероятным красноречием, и поэтому мог из любой ситуации найти выход в свою пользу благодаря "острому языку". Самый верный его спутник - это осел, которому приписывают живой ум и огромную преданность своему хозяину.
Стоит также отметить, что этот герой был большим любителем поглумиться над эмирами, ханами и другими чиновниками. Он неизменно отстаивал права простого народа, проповедовал людям учение "света": любить ближнего, творить добро, защищать слабых, оптимистично смотреть на вещи и никогда не унывать.
Достаточно набрать в поисковике следующий запрос "Насреддин Афанди узбек тилида" (узбекский язык), чтобы убедиться в том, что этот герой был приверженцем суфийской философии. На этом тюркском языке слово"афанди" обозначает "товарищ". Недаром его так назвали, ведь он был ярким примером человека, который всегда вставал на защиту слабых, никогда не бросал в беде и разделял горести и радости жизни вместе со своим народом.
Жизненные принципы Афанди
По содержанию остроумных заметок и рассказов об этом национальном герое можно сделать вывод, что главным ориентиром Насреддина была философия "суфий". Она выражается в идеях любви и сострадания к ближнему. В середине VIII века в мусульманстве возникло новое течение, которое приобрело огромную популярность среди знати и простых людей. Суфизм нашел отражение во многих произведениях литературы. Самым известным последователем этой философии был накшбанди Алишер Навои.
Насреддин также был приверженцем суфийской философии, он проповедовал любовь, добро и милосердие. Действительно, несмотря на то, что этот персонаж был плутом и озорником, который часто играл в азартные игры, он глубоко любил свой народ и всячески помогал бедным и обездоленным.
Известны легенды, где он жертвует своей жизнью ради спасения стариков и детей. Афанди - это один из самых любимых народных героев в Узбекистане, и поэтому неудивительно, что о нем слагают легенды как о борце за свободу и справедливость. Он заслуженно стоит на почетном месте среди известных древних богатырей.
Насреддин Афанди в кино
Одно из самых ярких творений узбекского советского кинематографа - это фильм "Насреддин в Бухаре", в основе сюжета которого лежит роман писателя Леонида Соловьева. Он был снят в далеком 1943 году. Многие считают, что это было сделано специально для поднятия духа узбекских солдат.
В фильме герой возвращается в родную Бухару как раз в то время, когда великий эмир вершит свой "справедливый" суд над бедным дехканином (крестьянином) Ниязом. Он задолжал крупную сумму жадному торговцу Джафару, по вердикту эмира бедный старик обязан вернуть сотни золотых через час. Однако у того нет столько денег, и ему придется отдать свою красавицу дочь в руки алчного Джафара. Лишь доблестный Насреддин способен спасти их от рабства, но вот беда, у Афанди есть только одна таньга в кармане. Ему придется использовать свою смекалку и хитрость.
Гений своего времени
Афанди решает испытать судьбу и отправляется в свое любимое место отдыха - в чайхану, где собираются мужчины и проводят время за играми. Он решается сыграть и ставит на кон свою монету, удача сопутствует ему, и брошенные им кости показывают нужное количество очков. Череда игр приносит ему как раз нужную сумму для выплаты долга. Возмущенный Джафар докладывает эмиру о том, что какой-то проходимец лишил торговца юной красавицы Гюльджан.
Услышав это, эмир возжелал увидеть дочь Нияза, а увидев, решил сделать ее своей. Теперь Насреддин Афанди (в узбек.кино) должен совершить то, что запрещено, а именно - войти в гарем правителя и спасти девушку, в которую уже успел влюбиться.
Он переодевается и, выдавая себя за знаменитого астронома-звездочета, попадает в эмирский дворец. Именно здесь и происходит все самое интересное.