Социальная культура - это система общественных норм и правил, знаний и ценностей, с помощью которых люди существуют в социуме. Хотя она и не охватывает широкий спектр человеческой жизни, но прекрасно сочетает в себе и духовные, и нравственные ценности. Также она трактуется как творческая деятельность, которая направлена на их создание. Такое понятие необходимо человеку, чтобы обозначить первостепенную функцию культуры общества.
Социальная направленность
Вам будет интересно:Луговые марийцы: происхождение народа, условия жизни и исторические факты
Культура в целом и социальная - это понятия, которые отличаются широтой применения. Общий термин применим для многих сфер деятельности человека - философии, истории, социальной антропологии, языка и прочего. Социальная культура общества - это прежде всего сочетание слов, обозначающее, что термин имеет природу социальную, и без нее он не может существовать в принципе. Такой подход, обеспечивающий взаимодействие индивидов в обществе, имеет важное значение.
Социальная культура - это структурированная система, которая состоит из знаний людей, их ценностей, жизненных норм и традиций. Именно с помощью таких элементов человек живет, организовывает себя, дает правильные установки разуму. Роль данного понятия очень важна, так как она способна регулировать жизнь людей все время.
Функции
Вам будет интересно:Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге: красота внутри и снаружи
Основы социальной культуры - это в первую очередь функции, которые достаточно разнообразны по применению и смыслу, заложенному в них:
Побочные функции социальной культуры человека - это определение образа жизни, формирование определенных ориентиров и приоритетов. Понятие также направлено на то, чтобы человек конструировал на протяжении жизни в своем разуме какую-то систему, программу с установками, которые будут давить на него, если поступок не считается нормой. Это доказано многими исследователями, поэтому социальная культура - это важный аспект жизни в обществе. Она воспитывает человека точно так же, как животных в дикой природе воспитывает их программа поведения, заложенная у них на генетическом уровне.
Этапы формирования
Как и все существующее на земле, социальная культура имеет свою историю развития, которую принято условно разделять на конкретные этапы:
- Первобытное сообщество - представители этого периода имеют похожие представления и возможности, у них нет никаких технологических средств, только элементарные, необходимые в быту. Роль термина в этом случае не решающая, он просто отвечает за организацию действий.
- Разделение труда, появление племен - вся деятельность отдельных единиц племени направлена на достижение общих целей, на поддержание жизнеспособности, а также на защиту от враждебных соседей.
- Аграрные цивилизации - социальная и физическая культура были направлены на то, чтобы обеспечить благами воинские подразделения и высшая знать, для чего к труду принуждались рабочие сословия.
- Индустриальный период, появление классового общества - понятие в данном случае помогало достичь взаимозависимости между классами, что побуждало людей к труду.
- Постиндустриальное развитие - период характеризуется тем, что основным товаром является информация, а не вещи или предметы. В этом периоде у понятия появляется целый ряд задач: взаимоответственность между людьми из разных отраслей промышленности, устранение повышенных миграций населения, решение экологических проблем.
Аспекты
Развитие социальной культуры дало возможность различить два аспекта - статика и динамика. Первая направлена на изучения структурных подразделений рассматриваемой нами науки, а вторая - на развитие всех ее процессов в целом.
Также в данном понятии существуют более мелкие подразделения, которые выделили социологи путем долгих исследований, а именно исходные единицы, которые также называют культурными элементами. Такие мелкие составляющие также имеют свои классы - они могут быть материальными или нематериальными. Они и образуют соответствующее разделение культуры на два сегмента.
Материальный класс представляет собой все предметы, знания и умения, которые в процессе человеческой жизни приобретают материальный вид. Духовный класс же состоит из языков, кодов и символов, верований, норм и ценностей, причем нет необходимости в последующей материализации, так как понятия остаются в сознании человека и регулируют его жизнь.
Наследие
Социальное наследие - это особые, значимые для общества части культуры, которые передаются последующим поколениям. Причем важно, чтобы эта информация была принята ими и понята. Только в этом случае можно говорить о наследии. Основополагающая функция наследия - это выражение культурных универсалий, описанных в работах Дж. П. Мердока. Существуют около 70 универсалий, которые являются одинаковыми во всех цивилизация. Например, язык, религия, ритуалы похорон, игры и прочее.
Универсалии хоть и общие для всех, но они допускают существование множества различных течений, которые имеют свои традиции, манеру общения, представления, стереотипы, взгляды на жизнь. Именно на этом фоне выплывает известная проблема - восприятие и понимание чужой культуры. Приобщение к ценностям других народов, их понимание происходит через две тенденции - этноцентризм и релятивизм.
Этноцентризм
Явление этноцентризма очень распространено среди многих цивилизаций. Оно выражается тем, что другие культуры воспринимаются как нечто низшее. Чтобы решить проблему, многие стараются навязать собственные взгляды в чужой стране. Это, по мнению некоторых, позволяет сделать культуру якобы лучше. В перспективе такой взгляд на вещи может породить ужасные последствия в виде войн, национализма, разрушения власти. Сегодня пока это понятие выражается терпимостью. Именно поэтому можно находить в нем и положительные стороны вроде патриотизма, самосознания и солидарности.
Релятивизм
Релятивизм представляет собой понятие, связанное с тем, что любая культура имеет свою историю и причины быть таковой. Поэтому при оценке важно брать в учет именно эти факторы. Прекрасная мысль посетила американку Рут Бенедикт, профессора Колумбийского университета, смысл которой состоит в том, что невозможно понять культуру, если рассматривать ее нынешнее положение. Ее необходимо оценивать в диахроническом пространстве. Релятивизм, как правило, является следствием этноцентризма, причем первый помогает перейти от негатива к терпимости, взаимопониманию, так как у любой цивилизации в основном есть причины быть такой, какой она является сейчас.
Как поступить?
Главное правило при поездке в другую страну или просто оценке чужой цивилизации - это сочетание этноцентризма и релятивизма. Это будет выглядеть примерно таким образом: человек будет гордиться своей странной и ее богатой историей, но вместе с тем будет уважать чужую историю и традиции, которые привели ее к нынешнему состоянию.