Яков Чернихов «Архитектурные фантазии»

Яков Чернихов "Архитектурные фантазии"

Архитектура — одна из наиболее заметных форм выражения человека, охватывающая всю историю человечества как такового. Большинство древних цивилизаций даже идентифицированы по их сохранившимся архитектурным реликвиям.

Роль архитектуры в нашей повседневной жизни просто астрономическая. Архитектура окружает нас ежедневно: от классных домов, которыми мы восхищаемся на страницах журналов, до исторических и знаковых зданий, которые мы сразу узнаем. Архитекторы, стоящие за этими зданиями и домами проложили путь к гениальному дизайну, передовым инновациям и стали пионерами нашей искусственной среды.

Есть много художников, которые изменили восприятие архитектуры. На протяжении веков люди строили памятники, храмы, церкви, дворцы и многие другие чудеса архитектуры.

В современную эпоху архитектура прекрасно развивалась с усовершенствованием современных технологий.

Начать статью об архитектурных фантазиях Якова Чернихова следует с высказывания Артура Скижали-Вейса, который, размышляя над историей жанра «архитектурной фантастики», называет только два имени Джованни Баттиста Пиранези и Якова Георгиевича Чернихова.

Слишком многие знаменитые зодчие и современные архитекторы считают Якова Чернихова своим учителем, что не удивительно. Ведь именно ему мы обязаны идеями организации пространства городов, причем как жилой застройки, так и промышленных площадок. Наряду с такими мастерами как Леду, Пиранези и другие, Яков Георгиевич Чернихов — один из лучших и самых заслуженных представителей графики жанра архитектурной фантазии. Остановимся на этом подробнее.

Архитектурная фантазия Чернихов

Что такое «архитектурная фантазия»

На стыке 20—30-х годов прошлого века советский архитектор и график Яков Георгиевич Чернихов (1889—1951) издает в тогда еще Ленинграде ряд книг, принесших ему всемирную известность. Это «Основы современной архитектуры», вышедшие в 1930 году, «Конструкции архитектурных и машинных форм» — в 1931. Но особенно интересной оказалась книга Якова Чернихова «Архитектурные фантазии. 101 композиция», вышедшая в 1933. Именно она считается архитектурным шедевром.

Архитектурная фантазия или композиция зданий и сооружений на объемном рисунке (аксонометрии) архитектурного комплекса, который не существует, и не скоро еще будет существовать из-за отсутствия достаточно развитой материально-технической базы.

Но если сущность архитектуры — возбуждать в человеке пространственные ощущения, как говорят многие знающие люди, то графика Чернихова прекрасно с этим справляется!

Сам мастер в одной из своих книг говорит, что основой для его работы над архитектурными фантазиями было желание представить все то, что может появиться в голове зодчего: сны, мысли, видения, мечты.

По его словам, им владело именно желание передать свои представления, идеи и фантазии вне зависимости от существующих порядков, правил и подходов и возможности выполнения в реальности, представить другим замыслы, говорящие в полную силу о своей необходимости, даже если не было бы возможности претворить их в жизнь сейчас.

Сложно дать более точное определение, чем определение, данное самим автором.

Архитектурная фантазия №20

Другие работы Якова Чернихова

Символом тонкого, похожего на сон, а не на реальность, не скованного условностями фантазирования, можно считать «Цикл живописной архитектуры». Он включает в себя, во-первых, «Архитектурные сказки», которые мастер создавал ночами, и, конечно же, «Архитектурные пейзажи». Чернихов сознательно и четко выбирает тематику сказок необыкновенных городов, считая необходимым выполнить в реальности результат «безудержного фантазирования» и полюбоваться на результат. Эффект получившихся образов «неограниченной фантазии» мастера просто ошеломляет. Можно изучать выполненные рисунки-архитектурные фантазии с визуальным эффектом с лупой и очень долго, постоянно находя что-то новое. Как будто автор пытался оставить потомкам подсказки. Возможно так и было… Работы малы по размеру, но огромная энергия рисунков и отточенность их исполнения завораживают.

Вам будет интересно:  Как нарисовать джина карандашом

Архитектурные фантазии

Впервые выставлены и сразу же большой интерес

Непревзойденная графика Якова Чернихова, устремленная в будущее и наполненная пафосом бурного века технического прогресса, впервые была представлена публике на выставке «2222 архитектурные фантазии». Она проходила в 1932 году в Ленинграде и произвела настоящий фурор.

Интерес к Чернихову был связан еще и с тем, что публикация таких книг именно этого автора не была никем и ни чем подготовлена. До этого Чернихов не принимал участия в архитектурных конкурсах, не участвовал в каких-либо объединениях и в общем-то не был сильно известен. Появление архитектурных фантазий в графике, шедевров, не похожих на другие работы, сразу вызвало эффект бомбы, которая внезапно взорвалась в архитектурном мире: откуда вдруг такое явление в наших достаточно узких кругах, задавались все вопросом?

Именно после выставки Яков Георгиевич Чернихов, советский архитектор, художник и график вдруг обрел широкую известность: о Чернихове заговорили, о нем писали, появились поклонники таланта — он навсегда вошел в историю мировой архитектуры.

Результат «безудержного фантазирования»

Прекрасно и со вкусом изданные в Ленинграде «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933) дарят нам новый мир, мир свободного творчества, каким его видел и понимал Чернихов.

В этих работах, научных по форме, он употребляет слово «фантазия» не реже, чем слово «конструкция». Придумывание нового для Якова Чернихова означает самую большую свободу мышления зодчего, как профессионала. Он писал, что фантазия лучше всего работает, если у человека развить графические навыки, способность выложить образ на бумагу. Именно умение фантазировать и способность запечатлевать мысленно увиденное с помощью графики должно было стать основой для дальнейшего развития архитектуры. Вот, как видел знаменитый архитектор наше будущее.

Архитектурная фантазия №2

Что же такого необыкновенного в работах мастера?

Чернихов экспериментирует с формой и цветом: использует даже готику архитектурной фантазии, множественные супрематические элементы у него двигаются и вращаются, создавая образы, пульсирующие с разной скоростью и в разных ритмах, цвет получает полновесное звучание и расширяет границы нашей фантазии. Мастер уверен, что цвета, формы и структуры сами создают неповторимые музыкальные формы гармонии графики. Композитором современной архитектуры, советским Пиранези называли Якова Чернихова очень многие авторы-современники. И они нисколько не преувеличивали.

Кроме неограниченной свободы и музыкальности работ Чернихова современники отмечали их удивительно самобытный, уникальный характер и филигранное мастерство исполнения. Он создал нечто неповторимое.

Архитектурные фантазии

В каком стиле работал Яков Чернихов

Для мастера такого масштаба достаточно трудно определить его стиль, хотя большая часть современников называет его конструктивизмом, а самого Чернихова — Пиранези конструктивизма. Использование тех самых супрематических фигур, элементов, форм и приемов их использования в работах архитектора трудно отрицать. Но ряд авторов считает, что рисунки в его работе «Архитектурные фантазии. Композиции» соединяют гибкую ритмику модерна с футурологией конструктивизма, добавляя поэзию и эффекты экспрессионизма в обычные постройки. Во многих отзывах на его работы говорится о символическом формализме. Востребована даже готика! Мы понимаем, что архитектурная фантазия не имеет границ, она проглядывает в авторских устремленных вверх небоскребах и других конструкциях.

Вам будет интересно:  Иванов Сергей Васильевич и его картины

Экспрессионизм – да, конечно, ведь это кроме прочего пророчество, видение картин будущего. А все современники отмечали не только удивительную работоспособность Якова Георгиевича, но и его странную и удивительную интуитивную прозорливость–предвидение будущих событий. Да и мы сами, глядя на его архитектурные фантазии представляем себе некий мир будущего.

Самого Чернихова не смущают стилистические различия архитектуры разных новейших направлений и течений. Он берет от любого из них образно-стилистический модуль и прилагает к нему свои принципы варьирования графических схем, получая большое разнообразие композиций с разнообразным визуальным эффектом, многие из которых оказываются оригинальными и новаторскими.

Архитектурная фантазия 28

Орнамент и ритм

Своеобразие вариаций и композиций архитектурно-графической манеры Чернихова во многом собрало в себя глубокое увлечение проблемами орнамента и ритма («ритмы старше образов») и поразительным мастерством владения многими видами графических техник. Архитектор был уверен, что в новейшие времена графика станет дополнительным языком общения цивилизации, и потому необходимо не только знать этот язык, но обязательно учиться владеть им в совершенстве.

Чернихов становится зрелым архитектором в период ухода архитектурного авангарда с передовых позиций советского искусства. Архитектура осталась архитектурой на бумаге, кучей невостребованных проектных фантазий и чистой теорией.

Но трудно представить, что работавший на стройках, прошедший путь от бригадира монтажной бригады до зодчего и разрабатывающий проекты главным образом промышленных зданий и производственных комплексов Яков Чернихов будет «чистым теоретиком». Хотя конкретные проектные проблемы, которые Я.Г. Чернихов никогда не упускал из виду (четко различая виды и функциональность своих образов), все же заставляли его работы оставаться лишь проектами. Полные наглядной эстетической неповторимости работы мастера проложили себе дорогу в будущее, сохранив лучшие возможности авангардной архитектуры, когда вся официальная критика громила творчество Якова Чернихова по всем направлениям — были в жизни знаменитого архитектора и такие моменты.

Сегодня востребованы

Особо популярен жанр архитектурных фантазий стал в начале двадцатого века, когда Европа и Америка менялись, подхваченные вихрем стремительного научно-технического прогресса. Архитекторы пытались создать новый образ стремительно развивающейся цивилизации, уровень культуры которой определялся бы уровнем ее технических достижений. Вот здесь и попались на глаза современным творцам работы Якова Георгиевича. Причем интерес вызвали не только проекты зданий и больших сооружений, было взято много идей для архитектурной фантазии интерьера.

Конечно, при попытке анализа жанра необходимо учитывать временной аспект, важность архитектурного проекта для своей эпохи. Смогли ли мы учесть все аспекты или нет, вопрос спорный. Мы уже живем наполовину, а то и больше, в мире воплощенных архитектурных фантазий начала прошлого века. Проекты начала XX века уже не могут являться «горячей новинкой» для нашего времени.

Педагогика Чернихова

Немногие из ведущих деятелей современного искусства были учителями, но как страстный педагог Чернихов считал свои книги в первую очередь учебниками, а свою превосходную графику — просто иллюстрациями. Он использовал свои исключительные таланты в служении образованию и, в отличие от многих других одаренных и известных художников и архитекторов, не предписывал конкретные стили или методы, вместо этого сосредоточив внимание на таких практических предметах, как использование материалов или способы изображения формы. Важность воображения для Чернихова очевидна в названии первой главы: «Фантазия и объект». Искусство графического изображения — это прежде всего способ изображения воображаемых пространств, в чем он преуспел, и его стремление к систематизации вынудило его поделиться этими знаниями с другими. По его мнению, умение рисовать и рисовать было необходимо, но самым важным было воображение. Произведение Чернихова, которое даже свободно признавали даже его самые суровые критики, было уникальным, убедительно свидетельствует о господстве воображаемого над фактическим и репрезентативным.

Вам будет интересно:  Картины великих русских художников: перечень, истории создания, рецензии критиков

Первая публикация Чернихова была революционной по образовательным стандартам того времени, но оставалась почти незамеченной комментаторами. В его философии образования реализм просто не был проблемой; в идеале, изображение должно точно представлять, что происходит в воображении художника, а графическое выражение гораздо важнее, чем создание иллюзии реальности. Он говорил, что если мы сможем каким-либо образом передать наши мысли и идеи в визуальной форме, без претензий на правильность, и если этот образ отразит наше воображение, тогда у нас будет чистая совесть.

Он разделил свою учебную программу на три раздела: «Линии», «Поверхности» и «Твердые тела». Каждый из них был далее разделен на архитектурные, пространственные и динамические факторы. Основная нить — это ритм построения, который логически состоит из двух компонентов: композиции и цвета. В книге семьдесят две главы, каждая из которых посвящена определенной проблеме, требующей решения и вместе демонстрирующая изощренность концепции Чернихова. Эти задачи, несомненно, вызвали бы энтузиазм любого студента с достаточной фантазией, каждая из них сопровождается несколькими десятками выдающихся иллюстраций, из которых в общей сложности 1163. К сожалению, эта книга содержит только тридцать восемь высококачественных, но очень бледных черно-белых графических изображений, поэтому, вероятно, она осталась в значительной степени незамеченной.

Выставка работ Якова Чернихова

9 ноября 2017 года в Государственном музее архитектуры прошла выставка «Яков Чернихов. Образы архитектуры», на которой побывало множество именитых архитекторов нашего времени.

Представленные графические работы мастера, объединенные в циклы, включая цикл «Архитектурные фантазии. 101 композиция» вызвали большой интерес, как и архитектурные модели и макеты, изготовленные Фондом им. Якова Чернихова (создан Андреем Черниховым) на основе композиций архитектора.

Заключение

Архитектурные фантазии

В заключение хочется напомнить некоторые мысли Якова Чернихова о фантазировании в архитектуре, а ведь их было великое множество и все они достойны внимания и обсуждения.

1. Архитектурные фантазии необходимы при работе над любыми проектами. Они позволят реально развиваться не только самим архитекторам и самой архитектуре, но будут давать направление для создания все новых материалов и пр.

2. Образы его фантазий, применяемые к реализуемым проектам, совершенствуют эту практику.

3. Его фантазии следует использовать как один из приемов в обучении будущих градостроителей.

4. Положительная сторона фантазий зодчих всегда многогранна и огромна.

Источник


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: