Жить по написанному сценарию, без импровизации, скучно. Каждый человек сталкивался с ситуацией, когда что-то пошло не по плану. И как себя ведет при этом творческий человек? Что он выбирает: стушеваться и пустить дело на самотек или включить воображение и действовать, сочиняя сценарий на ходу? Конечно, второй вариант.
Есть люди, которые категорически не приемлют необдуманные поступки и незапланированные изменения. Они в критической ситуации предпочитают пользоваться выверенным отходным путем и часто заранее составляют несколько его вариантов.
Вам будет интересно:Яков Чернихов "Архитектурные фантазии"
Но если жизнь заставляет действовать незамедлительно, а как выбрать наилучший путь, неизвестно, тогда способность к импровизации станет палочкой-выручалочкой. Но как научиться импровизировать?
Виды импровизации
Искусство импровизации можно развить. Некоторые люди достигают удивительных результатов. Что особенно ценно, импровизатор, даже имея в запасе какие-то заготовки, всегда учитывает то, где и когда он выступает. Этот сиюминутный ответ на обстоятельства, будь то наигранная мелодия, речь с трибуны или танец, не обязан быть совершенством. Его ценность именно в точности соответствия моменту.
Вам будет интересно:Архитектурные стили и их особенности. Романская архитектура. Готика. Барокко. Конструктивизм
Чтобы понять, как научиться импровизировать на сцене, для начала следует хорошо понимать обстоятельства. Примером могут служить актеры: неожиданное событие или накладка в спектакле вынуждает всех подстраиваться под него, сохраняя при этом общую канву пьесы.
При этом сохраняется стиль подачи информации и логика построения сюжета. Это характерно для всего, что связано с живым словом: поэзии, выступления стендап, ответа на неожиданный вопрос интервьюера, каламбура. В музыке и танце действуют те же законы, просто выражаются они другими средствами. Рассмотрим каждый вид подробно.
На трибуне
Ситуация, когда необходимо выступить с речью без подготовки, возникает довольно часто. С ней знаком каждый студент: чтобы отвечать на экзамене, на подготовку к теме билета дается определенное время. Но его нет при ответе на дополнительные вопросы преподавателя. А они могут быть совсем не связаны с темой билета. Тогда, если студент не имеет точного ответа, он начинает импровизировать на основе тех знаний, которые у него есть. Применяя логику и правильно выстраивая фразы, он умудряется преподнести информацию настолько значительно, что создается впечатление о его компетентности. На самом деле важно просто знать основные факты.
Вам будет интересно:Игорь Ожиганов: картины, биография, отзывы
Некоторые приемы, помогающие понять, как научиться импровизировать:
- Применение ассоциаций.
- Риторические вопросы.
- Акцент на одно слово.
Ассоциации, которые спонтанно возникают как реакция на слово, вопрос или событие, могут быть интересны. В таком случае это можно рассказать. Это может быть забавная история или анекдот, данные статистики, которые по какой-то причине остались в памяти или невеселые события и новости.
Задавая вопрос, не требующий ответа, трибун устанавливает контакт с аудиторией. По реакции зала можно видеть, правильно ли он избрал путь. И скорректировать его в случае появления недовольства публики: снова объединить себя с аудиторией подведением итога: «Это никому не нравится», после чего продолжать говорить на нейтральную тему.
Если в голову не приходит совсем ничего, простое повторение слова или последней мысли, вопроса из зала или лозунга, не вызывающего возражений, поможет найти способы обрисовать его с разных сторон, как бы с разных точек зрения. Вводные слова при этом: «может показаться, что…», «не вызывает сомнения, что…», «представим себе, что…».
В разговоре
Как научиться импровизировать в разговоре? Помогут классики. В частности, Ильф и Петров. Как известно, в общении с женщинами герой их произведений Остап Бендер полагался на вдохновение. Имея задачу приобрести стул у Эллочки, он сначала выбрал неверный тон: просил продать его. Это вызвало волну неприязни. Взяв тайм-аут, он предложил обменять стул на золотое ситечко. Это удалось. Остап изменил канву разговора: предстал знатоком европейских салонов. Для этого он рассказал по теме две-три байки, использовал соответствующий лексикон и, самое главное, умело подвел свою речь к сделке.
Конечно, это шутка. Но все законы импровизированной речи хорошо видны:
- Не выходить из темы. При смене темы не возвращаться к прежней.
- Видеть цель разговора и идти к ней, обходя возражения, не останавливаясь на них.
- Украшать речь цитатами, анекдотами или случаями из жизни.
- Вовремя вытащить козырь – ценную информацию, которая дает преимущество.
Вам будет интересно:Лучезарные картины Александра Маранова
Такие приемы помогут дать интервью и не показаться зажатым, скованным, и, как следствие, неискренним.
В шутках
Обратить все в шутку – это ценное умение. Шекспиру приписывают фразу: «Мир уцелел, потому что смеялся». Чтобы не показаться окружающим шутом, несерьезным человеком или, еще хуже, занудой, следует понимать принципы смешного. Есть определенные табу, не подлежащие юмору. Это религиозная, политическая, гендерная принадлежность. Низкими считаются шутки «ниже пояса», плоскими – про мужа в командировке, пошлыми – про намеки на секс и ненормативная лексика.
Чтобы стать остроумным человеком, прежде всего нужен ум. Широкий кругозор поможет применить интеллект. Помимо этого, необходим дружеский настрой, чтобы шутка не превратилась в злорадство, сатиру или высмеивание недостатков. Этого достаточно для понимания, как научиться импровизировать в шутках.
Люди несовершенны, и это не смешно. А вот ситуации, в которые они попадают, бывают забавные. Комедия положений – классический сюжет. Интерпретация события, в котором небольшая ошибка воспринимается как норма, приводит к рождению хорошей шутки.
На фортепиано
Импровизацией на фортепиано хорошо владеют аккомпаниаторы, композиторы, джазмены. Хотя это узкоспециальное направление в музыке, при желании обучиться ему может каждый, кто немного играет для себя. Для начала достаточно узнать несколько основных приемов. Суть процесса заключается в сочинении мелодии на ходу, составление ее вариаций. Вопрос «как научиться импровизировать на фортепиано» сводится к изучению нескольких основных музыкальных понятий:
- Одно из них – тема. Для примера можно вспомнить исполнение темы Паганини или одной и той же мелодии в треке к фильму. Каждый раз она узнаваема, но звучит по-новому.
- Форма произведения предполагает соблюдение законов музыкального жанра: если это песня, она имеет смену мелодии в припеве.
- Стиль у каждого композитора свой. Он узнаваем у Чайковского, Шопена, Баха. Можно подражать классикам или известным эстрадным исполнителям, которые используют фортепиано в своих композициях.
- Ритм – основа музыки. Джаз или блюз, вальс или марш. Существуют несколько популярных ритмов, можно попробовать их все.
- Фактура – рисунок музыки. Левая рука исполняет партию баса, правая ведет мелодию. Или обе руки играют арпеджио, гаммы и аккорды. Может быть и такой рисунок: диалог баса и верхней октавы.
Если играть не по нотам, а нащупывая мелодию руками, подбирать ее, то дело пойдет быстрее.
Важность тоники
Некоторые думают, что в импровизации нет законов, что «душа поет сама по себе». Это не так. Чтобы научиться импровизировать на фортепиано, как профессионал, нужны знания законов музыки. Их основы обычно преподают на уроках сольфеджио. Самое время вспомнить строение мажорных, минорных и септ-аккордов.
Чтобы гармония не терялась, а, наоборот, создавалась, следует соблюдать сочетания аккордов и следить, чтобы акценты падали на одну из нот в их составе. Это похоже на составление стихов: рифма должна падать в определенных местах строки. Музыкальные фразы более поэтичны, чем простой разговор,не имеющий определенных законов. Ведь если абсолютную свободу применить к музыке, гармонии не будет.
Между акцентами можно рисовать различные украшения, использовать для этого какие-то специальные приемы, вроде тремоло, например. Но когда рисунок четко соблюдается, он приятен для слуха. И, конечно, в конце фразы должен быть переход в тонику. Так можно погулять по основным аккордам мажорной гаммы (до мажор), сделав переход в соответствующую минорную (ля минор). Но если переход будет через септ-аккорд, музыка будет выглядеть богаче.
Соло на гитаре
В период становления собственного стиля композиторы применяют приемы подражания. Этим нарабатывается база, которая позволит в будущем строить из этих, образно говоря, «кирпичиков», целые музыкальные фразы. Чтобы разобраться, как научиться импровизировать на гитаре, следует освоить следующие приемы:
- Переход из мажора в минор на тех ладах, которые удобнее исполнителю. Некоторые применяют каподастр.
- Переход из одной тональности в другую по гармоничным аккордам.
- Ведение партии соло, не выходя из тональности.
- заучивание рифов.
Импровизация для джазовых музыкантов – привычное дело. Они достигают высокого мастерства не только наработкой элементов музыкальной фразы, но и техническим исполнением сложных партий, записанных нотной грамотой. Классика для таких музыкантов – первый учитель. Вот почему не стоит пренебрегать разучиванием этюдов.
Партия баса на гитаре
Если партия соло на гитаре вызывает восхищение виртуозным мастерством, то что можно сказать о бас-гитаристе? Довольствоваться ли ему повторением аккордов своей партии или попытаться показать уровень владения инструментом? И как научиться импровизировать на бас-гитаре? Звуки басовых струн звучат намного тяжелее, чем первые три гитарные струны. Тем значительнее может выглядеть игра на них. Если использовать нарочито грубое повторение партии соло, подчеркивать акценты, применять чисто басовые украшения музыкальной темы, то цель будет достигнута.
Вам будет интересно:Фердинанд Ходлер: краткая биография, карьера художника, известные произведения
Обыгрывание какой-то ноты с интервалами в квинту, кварту и октаву выглядит очень достойно. Сначала это упражнения, позже – импровизация. Как и всякая настоящая музыка, она рождается сначала в голове. Стоит настроиться на какую-то волну, как память услужливо предложит наработанные ранее элементы. Они будут слагаться в мелодию.
В танце
Иногда судьи на конкурсах просят танцоров импровизировать, чтобы показать их способность понимать музыку и выражать чувства через движение. Это потребует отхода от жестких рамок танцевальных стилей. Создать новые па не требуется, хотя и приветствуется. Скорее всего, танец получится из «домашних заготовок», любимых движений, которые одновременно зрелищны и выгодно подчеркивают красоту самого танцора.
Опытные педагоги дают советы, как научиться импровизировать в танце:
- Слиться с музыкой.
- Использовать возможности тела.
- Применять противоположные движения.
- Танцевать действия.
Некоторые считают, что способность к импровизации в танце заложена в каждом, нужно только освободить ее от зажатости. Танец выражает чувства, рассказывает о действиях. Не меняя одной темы, следует стараться раскрыть ее всеми средствами, подойти к ее рассмотрению с разных сторон – и в медленном темпе, когда движения плавные, и в быстром, когда задействовано все пространство сцены. Не допускать повторений и пауз, иногда использовать партер – все это сделает импровизацию незабываемой.
В джазе
Голос – мощный инструмент. Подобно игре на гитаре или саксофоне, можно использовать его для создания красивых композиций. Особенно богат на них джазовый стиль исполнения. Опытные исполнители дают советы, как научиться импровизировать: вокал в джазе подчиняется трем законам, которые составляют его рамки:
- Вначале поют основную тему. Если это песня, то куплет и припев.
- Используют скэты (слоги под музыку). У них есть свои определенные гласные и согласные.
- Приемы рифов исключаются.
Импровизация строится по аккордам темы, не выходя из ее сетки. Она может длиться дольше, чем один куплет с припевом. Здесь возможны различные голосовые приемы. И когда в импровизации участвует группа целиком, все по очереди исполняют вариацию одной и той же фразы. В такой перекличке, как в диалоге, соблюдают логику разговора. Иначе получится базарный гомон.
А как научиться импровизировать скэтами? Скэтовая импровизация преследует цель использовать голос для имитации звучания духового инструмента. Слоги изучаются на курсе джазового вокала в вузе и применяются в быстром темпе. Баллады используют текст.
На блокфлейте
В музыкальной группе звуки блок-флейты красиво сочетаются с гитарой. Освоить академическую флейту решится не каждый, а этот инструмент позволяет создавать украшения музыкальных композиций без особого труда. Тот, кто прошел путь новичка, может посоветовать, как научиться импровизировать на блокфлейте.
Необходимым навыком называют умение подобрать мелодию на слух. Самая распространенная флейта сопрано имеет строй до. На ней можно играть в тональности ре и си, до и ля, ми и соль. Освоив основные арпеджио этих гамм, можно приступать к импровизации в сопровождении гитары. Меняя ритм и громкость, рисуют мелодию. Используют стаккато и легато. Освоив эту технику, приступают к характерным для флейты приемам:
- Форшлаги.
- Группетто.
- Морденты.
- Трели.
Можно использовать вибрато. Диафрагма при выдувании звука вибрирует. Здесь необходимо правильное дыхание. Этого достаточно, чтобы музыка рождалась спонтанно. С опытом придет раскованность и уверенность в своих силах.
Заключение
Принципы у всех рассмотренных направлений очень похожи: не выходить за рамки темы, соблюдать ритм, делать вариации из заготовленных ранее отрывков. Теперь вы знаете, как научиться импровизировать.