Иван Константинович Айвазовский - воистину величайший маринист всех времен и народов. Его работы будоражат умы и заставляют часами рассматривать картины в мельчайших подробностях. Его знают и восхваляют во всем мире. Где находятся картины Айвазовского, и куда нужно пойти, чтобы увидеть работы мастера? Обо всем этом читайте в нашей статье.
Биография
Будущий русский живописец, мастер-маринист армянского происхождения Иван Константинович Айвазовский родился 29 июля 1817 года в Феодосии. Будучи сыном армянского купца, Ованес (Иван) с самого детства развивался всесторонне, но наибольшее предпочтение отдавал рисованию и игре на скрипке. Благодаря хорошим и близким отношениям отца с главой Таврической губернии Иван смог обучаться в Таврической гимназии в Симферополе, после которой с легкостью поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге. В академии Иван Айвазовский занимался пейзажной живописью в классе профессора Максима Воробьева и батальной живописью в классе профессора Александра Зауервейда.
Вам будет интересно:Картины великих русских художников: перечень, истории создания, рецензии критиков
Учеба в академии проходила весьма успешно и плодотворно. Именно там появляются первые картины мариниста: "Этюд воздуха над морем", отмеченная серебряной медалью на внутренней выставке и "Штиль", написанная в 1837 году, которая была отмечена золотой медалью первой степени.
Вам будет интересно:Жан-Марк Жаньячик и его пейзажи, заставляющие радоваться жизни
Учитывая семимильные шаги на пути к успеху, советом академии было принято решение досрочно выпустить своего лучшего студента и предоставить ему возможность работать в Крыму самостоятельно, а после отправить за границу в командировку.
С этого момента начинается творческий путь выдающегося живописца, написавшего за свою жизнь более 6 000 картин.
Картины Айвазовского в Третьяковской галерее
Несмотря на внушительный список шедевров, в галерее взору посетителей предстают лишь семь из них. Перечень произведений Айвазовского следующий:
"Вид Леандровой башни в Константинополе"
Картина была написана в 1848 году. И. К. Айвазовский часто путешествовал, и на пути ему встречались интересные архитектурные ансамбли, которые находили отражение в его работах. Леандровая башня, также известная как Девичья, была построена в начале XII столетия на небольшом островке Босфорского пролива и до сих пор освещает дорогу кораблям. Она же является и местом их швартовки.
Вам будет интересно:Иорданская лестница. Путь к славе
На картине башня освещается заходящим солнцем, лучи которого, отражаясь от волн, придают морю перламутровые тона. На заднем плане, как бы "за спиной" Девичьей башни, расположились силуэты строений прекрасного города. Тона, в которых маринист изобразил "стража моря" и окрестности, придают картине романтическое настроение. В Третьяковскую галерею картина Айвазовского попала в 1925 году. Она сразу же нашла своих поклонников и почитателей.
"Вид на взморье в окрестностях Петербурга"
Удивительно, но на этой картине, написанной в 1835 году, в центре сюжета находится не море. Здесь оно играет второстепенную роль. Море мирно покоится под одеялом из плотных облаков, накрывающих небо. На картине морские волны не бушуют, не образуют пену, не бьются о нависшие скалы. Наоборот, оно выглядит очень спокойным, умиротворяющим.
На первом же плане художник изобразил лодку. Она увязла в песке. Старая, накренившаяся в бок, без паруса, она отслужила свой век тому человеку, который находится сидит на борту. Он так же, как и эта лодка стар и печален. Лодка больше не поймает веселый ветер, не отправится в дальнее плавание. Она либо продырявилась, либо просто рассохлась, и теперь на ее долю выпало медленно "умирать" на этом пустынном берегу. А где-то вдали, как бы дразня ее, белеет парус корабля, который отправился покорять новые моря и океаны. У него еще все впереди, и веселый ветер помогает ему плыть все дальше и дальше навстречу новым берегам.
"Лунная ночь на Босфоре"
Еще одна из картин Айвазовского в Третьяковской галерее. Пейзаж был создан мастером в 1894 году. Все элементы, представленные на картине, нанесены на холст по памяти. Художник обладал невероятной зрительной памятью, которая позволяла ему прорисовывать все мельчайшие детали в подробности.
Во главе картины - море. Айвазовский передал всю прелесть воды в лунном сиянии. Луна необычайно яркая, полная и не скрытая тучами. Где-то недалеко от берега люди плавают на лодках, а на самом берегу люди прогуливаются по вечернему Стамбулу. Несмотря на темную гладь воды, на картине изображен, скорее, поздний вечер, а не ночь. Небо еще не успело окраситься в темные краски, а значит, солнце еще не село до конца, а луна уже заняла свой трон.
Картина выглядит настолько реальной, что зритель медленно погружается в эту теплую и красивую ночь. Хочется так же, как и эти люди на берегу, впасть в безмятежность и просто гулять.
Морской берег
Написано полотно 23-летним маринистом в 1840 году. Картина Айвазовского "Морской берег" была написана на родине живописца - в Крыму. Нет ничего более привлекающего внимание, чем демонстрирующее свой характер море. Причем волны еще не начали бушевать. Они как будто только-только "разогреваются", чтобы превратиться в шторм. Особенно интересен на этой картине плавный переход светлой поверхности моря в почти темную. Это обуславливается тем, что чуть дальше от берега свинцовые тучи начинают сгущаться. В некоторых местах уже не могут достигнуть морской глади лучи солнца - приближается буря.
Смотря на картину зритель, как и персонаж, изображенный на ней, находится на самом берегу. Его взору открываются теряющие силу волны, которые, доходя до берега, разбиваются на миллионы маленьких брызг.
"Неаполитанский залив утром"
Еще одна картина Айвазовского в Третьяковской галерее. Это творение руки художника относится к периоду, когда он находился в командировке в Италии. Им в тот период было написано порядка 50 морских пейзажей.
В данной работе Ивану Константиновичу удалось полностью передать безмятежность неаполитанского утра. Пейзаж изображен в мягких тонах. За дымящимся вулканом Везувием видны первые лучи восходящего солнца. Море спокойно и красиво. Над ним еле-еле теплятся очертания полумесяца, который передает власть в руки солнцу. На переднем плане изображены рыбаки в своих лодках. Они обращены спиной к солнцу, что делает их силуэты слегка размытыми, но все же живыми.
Работа немного напоминает картину Айвазовского "Лунная ночь на Капри", которая не представлена в галерее. Это неудивительно, ведь художник, вдохновленный пейзажами Неаполя, создал в том месте большое количество произведений искусства.
"Радуга"
Каждая работа мариниста пропитана романтизмом. Он присутствует даже в изображении бури. Айвазовский в данной картине передал весь ужас и всю красоту огромной волны, которая закрыла собой горизонт. Отчетливо видно и то, как моряки, спасаясь от кораблекрушения, рискуют навсегда остаться в пучине волн разыгравшегося шторма. Однако в этом пейзаже ведущую роль занимают не они, а радуга. Это удивительное природное явление, проявляющееся при игре света. Радуга как будто является единственным светлым моментом в ситуации моряков. Она окрашивает водные брызги смертоносной морской воды в удивительно красивые цвета.
Картина настолько реалистична, что зритель практически становится участником событий. Когда стоишь перед это работой Айвазовского, хочется успеть набрать побольше воздуха, прежде чем волны обрушатся на лодку - и на зрителя. Корабль, покинутый экипажем, близок к тому, чтобы перевернуться и исчезнуть в пучине бушующих волн. Все как будто скоро закончится. А после этого тучи разойдутся и на море установится мир, где продолжит сиять радуга.
"Черное море"
Картина написана в 1881 году и тогда же приобретена создателем галереи. Во главе картины - сама стихия. Чувствуется, что вот-вот начнется буря, так как тучи уже сгущаются, а гребни волн заметно растут. Сама палитра полотна необычайно богата. В ней присутствуют и безобидные зеленые оттенки, напоминающие о былом спокойствии, и кусочек голубого неба, который помнит безмятежность, и чернеющие ближе к горизонту волны, символизирующие неизбежность разыгравшейся стихии. Небо и волна гармонично сочетаются друг с другом, стремясь стать единым целым. Отсутствие человека лишь придает творениям природы дополнительную самостоятельность - они кажутся живыми и всемогущими. Где-то вдалеке виднеется одинокий корабль. Он крошечный и беспомощный перед морем, которое способно поглотить его в доли секунды. Это лишний раз свидетельствует о ничтожности перед стихией и одновременно говорит об отваге мореплавателей. Она проявляется в жажде странствий, несмотря на непогоду.
Иван Константинович мастерски передал природу вещей. Картина вдохновляет, картина живет и заставляет жить зрителя. Она как бы намекает на то, что мы дышим, пока внутри нас кипит буря. Она призывает к пониманию нашей ничтожности, но вместе с этим намекает, что нужно не бояться плыть против течения.
Резюме
Иван Константинович Айвазовский сделал огромный вклад в развитие живописи. Его творения будоражат воображение, а мастерство признано во всем мире. Он неповторимый маринист, которому удалось передать всю мощь и красоту воды в своих картинах. Айвазовский заставил по-новому взглянуть на море и смог передать все ощущения от того, что ему самому удалось увидеть.
Его картины были приобретены не только богатыми особами, но и высокопоставленными лицами, среди которых Николай I, король неаполитанский Фердинанд II Карл, папа римский Григорий XVI. Признанная шедевром картина "Хаос" не просто потрясла воображение рапы, но и пополнила коллекцию редких картин Ватикана. Она и сегодня хранится там.
Для Айвазовского не страшно время. Его творения будут будоражить воображение еще не одну сотню лет. Он явил миру новое чудо света, благодаря которому истинные ценители искусства смогли вкусить прелести "айвазовского моря".