Картина Поля Сезанна «Натюрморт с драпировкой», созданная в 1892-1894 годах, подчеркивает особенности импрессионистической манеры автора. Давайте сравним эту работу с этюдом и полюбуемся мастерством художника.
Подробное описание картины
Работа была выполнена в 1892-1894 годах. На картине изображены две тарелки с апельсинами и яблоками, поставленные на две смятые (совсем недавно) салфетки (или скатерти). Автор дополнил полотно белым фаянсовым кувшином, расписанным цветами. Именно этот кувшин фигурирует на многих натюрмортах художника, возможно потому и выписан на "Натюрморте с драпировкой", как всегда, с любовью и тщанием.
Вам будет интересно:Готическая живопись и архитектура
Кувшин, как и все белое на полотне, блестит чистотой и дарит ощущение прохлады (серо-голубые тени и складки салфеток), подчеркивая яркое желто-оранжевое тепло фруктов и материал драпировки, служащей левым фоном картины и представляющей из себя плотную льющуюся ткань, скорее всего, шелк с цветочным рисунком.
Темный цвет присутствует только на фоне только в самых потаенных уголках материи на полотне слева и непонятном фоне справа. Белого очень много, но он собирает теплые фруктовые оттенки и несет ощущение не только чистоты и света, но лета и радости бытия. Автор с явным удовольствием выписывает фрукты: желтоватые с прозеленью оттенки яблок дополняют и смягчают оранжевость апельсинов.
Особенности полотна и стиля автора
Несмотря на живую нежность, фрукты на «Натюрморте с драпировкой», как всегда у Сезанна, очень осязаемы, имеют вес и плотность. Твердо на столе стоит и кувшин, в отличие от тарелок, призванных, как и правый фон, уводить зрителя от реальности и недоумевать. Правый край стола приподнят или нет? Скатятся ли при таком наклоне тарелки на зрителя или нет? А есть ли что-нибудь в тяжелом на вид кувшине?
Искусствовед А. Дубешко считает, что автор допускает нарушение в перспективе специально в знак отказа от известных академических натюрмортов, используя взгляд на предметы натюрморта под разными углами. Специалисты по живописи отмечают необыкновенное чувство равновесия форм и красок в работе, что делает ее красивой, цельной и стабильной в нашем материальном мире.
Этюд к картине и само полотно
Интересно сравнить незаконченный этюд к картине и саму картину. На этюде (хранится в музее Фонда Барнса, Пенсильвания, США, датируется 1892—1894 годами) Сезанн совершенно реалистичен, где-то даже скучноват: все просто и обыденно, самое интересное – драпировка на заднем фоне. А на самой картине настоящий праздник: богатство фруктов на тарелках, цветов в орнаментах и световых оттенках - все сиюминутно и прекрасно. На полотне присутствует все, что отличает картины импрессионистов, последователем которых и был Поль Сезанн.