10-01-2019 12:18

Александр Брюллов: биография, личная жизнь, творчество, фото

Имя Александра Брюллова знакомо многим ценителям архитектуры и живописи. По его проектам в Санкт-Петербурге построены здания Малого театра оперы и балета, лютеранской церкви Петра и Павла, Штаба гвардейского корпуса, Пулковской астрономической обсерватории и ряд других. Также Александр Павлович известен как художник-график. Особенно хорошо он рисовал акварелью, увлекался литографией. О жизни и творчестве мастера расскажем в статье.

Биография

Александр Павлович Брюллов родился 29.11.1798 в Санкт-Петербурге. Его отец, Павел Иванович Брюлло, француз по происхождению, был академиком орнаментной скульптуры, резчиком по дереву, гравером и мастером миниатюрной живописи. Мать, Мария Ивановна Шредер, имела немецкие корни и являлась дочерью придворного садовника. Кроме Александра, в семье были еще три сына: Карл, Павел и Иван, и две дочки: Мария и Юлия. Все дети пошли по стопам отца и выбрали художественное направление деятельности.

Как нарисовать лего-человечка: пошаговая инструкцияВам будет интересно:Как нарисовать лего-человечка: пошаговая инструкция

Автопортрет Брюллова

В 1809 году Александр Брюллов и его младший брат Карл поступили в Академию художеств, где учились за казенный счет. В 1821-м братья устроились на государственную службу, а годом позже Общество поощрения отправило их оттачивать мастерство за границей. Перед поездкой в соответствии с Высочайшим императорским указом Александру и Карлу, которые до этого носили фамилию Брюлло, добавили в конце родового имени букву «в», тем самым придав ему русскую форму. Остальных членов семьи эти изменения не коснулись.

В Европе

Как нарисовать каратиста: инструкция для начинающихВам будет интересно:Как нарисовать каратиста: инструкция для начинающих

Зиму 1822/1823 гг. братья провели в немецком Мюнхене, а затем отправились в Италию, в Рим. Там Александр Брюллов с особенной любовью изучал древние развалины. В 1824-м он посетил Сицилию вместе с Александром Львовым, позже поехал в Помпеи, где занялся составлением проекта реставрации терм. В этом же году в Париже художником был издан альбом рисунков под названием «Помпейские термы» с написанным им же текстом.

Итальянские руины

Кроме этого, во французской столице Александр Павлович прослушал курс механики в университете Сорбонна и посетил лекции по истории архитектуры Бюона. Из Парижа Брюллов ездил в другие города Франции, в том числе Шартр. Затем побывал в Англии. В 1829 г. вернулся на родину, в Санкт-Петербург. В 1831-м получил звание академика и стал преподавателем Петербургской Академии художеств.

Известные архитектурные работы

«Помпейские термы» принесли Александру Брюллову звание члена Королевского архитектурного института в Англии и Художественной академии в Милане.

Большинство архитектурных проектов Александра Павловича выполнены в Петербурге и его окрестностях. Одни из самых известных работ – обсерватория на Пулковской горе и Штаб Гвардейского корпуса на Дворцовой площади. Также Брюллов построил готическую церковь в Парголово для графини Полье, Михайловский театр, дом в Славянке для графини Самойловой.

Лютеранская церковь архитектор Брюллов

В 1832 г. архитектор спроектировал лютеранскую церковь Св. Петра и Павла в стиле английской готики. В этом же году его удостоили звания профессора архитектуры, а затем поручили строительство Пулковской обсерватории.

Проекты в столице и провинции

Талант архитектора Брюллов продемонстрировал и в 1837 г. при воссоздании после пожара жилых помещений Зимнего дворца и постройке Экзерциргауза. В этом проекте большой успех имела помпейская орнаментация – по ее имени назвали соответствующую дворцовую галерею.

Затем Александру Павловичу поручили перестроить Мраморный дворец к свадьбе сына Николая Первого, князя Константина Николаевича. Одновременно с этим Брюллов занимался возведением здания Александровской больницы. В 1845-1850-х гг. продолжилась работа над Мраморным дворцом, в этот раз требовалось перестроить «Служебный дом»: на нижнем этаже расположить дворцовые конюшни, а из корпуса, выходящего в сад, сделать манеж. Чтобы украсить здание по фасаду, на втором этаже над окнами архитектор предусмотрел рельеф «Лошадь на службе человека» длиной семьдесят метров - его сделал Петр Клодт по графическому эскизу Брюллова. Клодтом также были выполнены тимпаны боковых фронтонов, изображающие тритонов, которые трубят в раковины.

Мраморный дворец

Александр Брюллов работал не только в столице - он составлял проекты и для строившихся в провинции зданий. В 1835-1839 гг. спроектировал в Тобольске памятный обелиск в честь битвы между войском Кучума, татарского хана, и отрядом Ермака. В 1842 г. в Оренбурге по его проекту соорудили караван-сарай, который включал мечеть с минаретом и окружающее их здание гражданских учреждений.

Портретист

Александр Павлович был не только талантливым архитектором, но и отличным рисовальщиком акварелью. В 1820-х гг. в его творчестве преобладали романтические пейзажи. В 1824-м, после восхождения на Везувий, он создал серию картин, посвященных этому событию.

Однако больше всего художнику нравилось писать акварельные портреты. Александр Брюллов вспоминал, что в 1825 г. на протяжении шести месяцев не мог уехать из Неаполя, поскольку у него было огромное количество заказов. Слухи о талантливом русском портретисте дошли даже до монарха Неаполитанского королевства, и он пожелал, чтобы Александр Павлович выполнил изображения членов королевской семьи и царствующих особ.

Сложно установить, сколько всего акварельных портретов за время нахождения за границей написал Брюллов. Среди наиболее известных работ можно выделить изображения В. Перовского, Г. Гагарина, Е. Полторацкой, И. Каподистрии, Е. Загряжской. В 1830 г. художник создал автопортрет.

Техника

Картины Александра Брюллова в сравнительно ранний период творчества выполнены в «сухой манере», схожей с корпусной многослойной живописью мелкими мазками - так он добивался глубины цвета. Александр Павлович в отличие от своего брата Карла не использовал таких свойств акварели, как прозрачность и легкость.

Портрет жены Пушкина

В начале 1830-х гг. Брюллов написал портреты президентаАкадемии художеств A. Оленина и государственного деятеля М. Сперанского. Затем создал изображение H. Пушкиной - единственный портрет жены поэта, написанный при его жизни. В данный период акварельная техника мастера заметно изменилась. Александр Павлович уже отошел от корпусного письма, мазки стали свободнее и легче. Он писал на желтоватой бумаге, чтобы ее теплый тон использовать в качестве основного для изображения рук и лица моделей.

В 1837 г. в Париже в гостях у княгини Голицыной художник Александр Брюллов нарисовал Вальтера Скотта, а затем самостоятельно перевел портрет на камень. Параллельно с акварельными картинами он рисовал и карандашные, которые как носили самостоятельный характер (например, изображение М. Власова, портрет неизвестного прапорщика), так и предназначались для перевода в литографию.

Личная жизнь

В 1831 г. в биографии Александра Брюллова произошло значимое событие: он женился на баронессе Александре фон Раль. В общей сложности супруги прожили вместе 46 лет, до самой смерти художника. Жена Брюллова была талантливым музыкантом, и в их доме часто устраивались музыкальные вечера, которые посещали М. Глинка, К. Брюллов, Н. Гоголь.

Художник Александр Павлович Брюллов

В семье родились девять детей, из которых трое сыновей и дочь умерли малолетними.

Александр Брюллов скончался 9 января 1877 г. в возрасте 78 лет. Похоронен на городском кладбище Павловска. Могила художника является архитектурным памятником федерального значения.



Источник