Картины А. М. Родченко не случайно признаются рядом авторитетных критиков шедеврами мирового искусства. За свою долгую жизнь знаменитый советский живописец успел создать несколько авторских техник иллюстрации, придумал уникальные методы работы с фотографией, стал основателем рекламы в СССР и первым советским дизайнером.
Гений художника позволил Родченко реализовать себя в живописи, графике, плакатной живописи, скульптуре, фотографии, художественном оформлении, рекламе и дизайне.
Картины Родченко высоко ценятся среди любителей современного искусства и часто приобретаются коллекционерами для частных хранилищ. Большая же часть работ художника выставлена в галереях современного искусства России и стран СНГ.
Вам будет интересно:Тициан, "Динарий кесаря": сюжет, описание
Биография
Александр Михайлович Родченко родился 23 ноября 1891 года в Санкт-Петербурге, в семье театрального бутафора и прачки. Детство будущего гения художественного искусства проходило в атмосфере голода, нищеты и постоянной тяжелой работы. В 1902 году отец Александра, Михаил Михайлович, перевозит семью в Казань, где находит более высокооплачиваемую работу. В этом же городе Саша получает свое первое образование, с отличием оканчивая Казанское приходское начальное училище.
Ранние годы
Вам будет интересно:Как нарисовать куртку карандашом: пошаговая инструкция
Завершив первую ступень обучения, Родченко поступает в Казанскую художественную школу, где наставником юного живописца стал известный мастер Н. И. Фешин. Грамотный педагог сразу заметил художественное дарование юноши и рекомендовал Саше продолжить обучение в более профессиональном учреждении. Картины Родченко того периода отличались сильным влиянием футуризма и кубизма. Саша изображал человеческие силуэты, составленные из различных геометрических фигур, активно экспериментировал с цветом и формой, стараясь добиться отсутствия пропорции и выражать художественный замысел не через призму реализма, а передавать его образно.
Революционная художественная деятельность
В 1914 году Александр Родченко познакомился с Варварой Степановой, которая также обучалась изобразительному искусству у Н. И. Фешина. Спустя два года молодые люди заканчивают обучение и переезжают в Москву, живя в гражданском браке. По воспоминаниям Степановой, ее и Родченко на протяжении всей их совместной жизни объединяла невероятная тяга к созданию чего-то нового в искусстве, к рассмотрению тех его параллелей и уникальных проявлений, на которые до этого никто не обращал внимания.
Вам будет интересно:Немецкий художник Макс Либерман: биография и творчество
Следующий, 1916, год Родченко проводит в армии, получив должность в сфере снабжения.
Вернувшись со службы, юноша сразу же принимает решение стать членом нового союза художников-живописцев, созданного революционно настроенными творцами.
Несмотря на околополитические разговоры в кругах мастеров кисти, никакой политической идеологии союз не пропагандировал. В скором времени объединение получило название «Молодая Федерация», и Александр Родченко был избран его художественным и политическим руководителем. Отныне одной из главных целей союза становится борьба за нормальные условия для существования и работы молодых творцов. Старшее же поколение, к которому уже современники начинают относить и самого Родченко, активно занимается выполнением различных заказов из сферы искусства.
Признание в художественной среде
Современная композиция картин Александра Родченко обращает на себя внимание представителей новой власти, художника назначают главным оформителем нескольких важных объектов. Завершив работу по росписи зданий, Родченко назначается главой отдела ИЗО Наркомпроса и начальником Музейного бюро.
В этот период Александр активно занимается разработкой концептуальных композиций, представляющих собой серии картин и иллюстраций, выполненных в технике раннего кубизма. Художник начинает исследовать жанр минимализма, пытаясь передать свое состояние при помощи всего нескольких черных штрихов на вощеной бумаге. Позже эти работы станут классикой отечественного минимализма и дадут большой толчок для развития советской и российской графики.
С середины 1910-х годов картины художника Родченко получают высшие награды на выставках, посвященных новому русскому искусству. Представители авангарда, минимализма, кубизма, футуризма и экспрессионизма постепенно объединяются в сообщество свободного искусства.
Александр Михайлович всегда рассматривал искусство как способ поиска новых форм и способов выражения чувств. Также художник находился в постоянном процессе экспериментирования, уделяя внимание черчению и радикальному минимализму.
- 1917-1918 годы. В это время картины художника-авангардиста Родченко становятся примерами для подражания и источниками вдохновения для многих начинающих авторов. Довольно простые по форме выполнения и наполненные глубоким смыслом работы художника в стиле «плоской живописи» получают высокие оценки современников.
- 1919 год. Родченко пишет свою знаменитую картину «Черное на черном». Все работы мастера этого периода относятся к технике «фактурной живописи», Александр Михайлович определяет фактуру как «основу всего художественного направления эпохи», активно экспериментируя с различными типами и видами материи, железа, стекла. Картина Родченко мгновенно становится эталоном «фактурной живописи».
- 1919-1920 годы. Основными элементами живописи Александра Михайловича этого периода становятся линии и знаки препинания. Художник считал эти символы невероятно важными элементами своей индивидуальной творческой культуры.
- 1921 год. Конструктивизм в картинах Александра Родченко достигает своего пика. На московской выставке мастер продемонстрировал триптих из трех цветов без добавления каких-либо других оттенков. В работе были задействованы всего три цвета: желтый, синий и красный).
Концептуализм в работах Родченко
Наиболее характерно концептуальные идеи художника проявлялись в работах над конструкциями из трехмерных элементов. Мастер много трудился над изделиями из гипса, картона, железа, стекла и винила, создавая пространственные конструкции, наполненные художественной оригинальностью и философским смыслом.
- 1918 – «Складывающееся и разбирающееся» - в работе были использованы картонные фигуры, соединенные по методу пазового крепления.
- 1921 – «Плоскости, отражающие свет» - композиция, выполненная из одинаковых по размеру различных геометрических фигур, выкрашенных серебряной краской и подвешенных к специальной рамке.
- 1921 – «По принципу одинаковых форм» - серия работ из сложенных в различные фигуры одинаковых деревянных брусков. В каждой фигуре было использовано отличное от других построение брусков.
Деятельность фотографа
Фотографические работы Родченко представляют собой образец первой советской фотографии, созданной при помощи технологии пост-обработки и фотоколлажа. Александр Михайлович работал в жанре психологического фотопортрета. Он уделял большое внимание освещению лица человека и эмоциональной составляющей его взгляда.
Также Родченко первым догадался использовать технику фотомонтажа при оформлении книг. Ярким примером является его работа, выполненная для Владимира Маяковского, ставшего впоследствии большим другом художника.
С 1925 года мастер начинает выставлять свои работы в различных художественных галереях, представляя сразу серии фотографий:
- 1925 – «Дом на Мясницкой» - серия работ, посвященная уникальному зданию на Мясницкой улице, которое Родченко фотографировал при различном освещении в течение года.
- 1926 – «Дом Моссельпрома» - аналогичная по выполнению работа, отнявшая, однако, гораздо больше времени у художника.
Работа с правительством
Советское правительство высоко ценило картины Александра Михайловича Родченко, и в 1933 году художник вошел в состав отряда творческих людей, секретно направленных на строительство Беломорканала. Целью группы было «освещение строительства в положительном ключе». В задание Родченко также входило обустройство фотолабораторий в филиалах ГУЛАГа.
Художник блестяще выполнил свою работу, сделав около двух тысяч фотографий, и именно его снимки были использованы при оформлении книги о строительстве Беломорканала, которую написал коллектив писателей во главе с Максимом Горьким.
Дизайн и реклама
Картины Родченко активно использовались в качестве обложек различных литературных и театральных журналов. Сам художник неоднократно выступал автором оформления того или иного издания, например, Александр Михайлович на постоянной основе работал с журналом «СССР на стройке», часто иллюстрируя статьи своими фотографиями.
Также художник принимал участие в создании большого количества рекламных афиш для советского цирка. В 1938-1940 годах им было создано большое количество рекламных коллажей и других фоторабот на эту тему.
Авторский стиль
Индивидуальный художественный стиль мастера проявлялся, прежде всего, в постоянном стремлением к новому, неизведанному. Не случайно картины Александра Родченко с названиями вроде «Абстракция» или же «Беспредметная композиция» отражают, прежде всего, нахождение автора в процессе поиска. Родченко сам не до конца осознавал, что же он ищет в искусстве, и именно благодаря этому состоянию из-под его кисти выходили гениальные работы.