Персидская миниатюра - это богато детализированная картина небольшого размера, на которой изображены религиозные или мифологические сюжеты региона Ближнего Востока, теперь известного как Иран. Искусство миниатюрной живописи в Персии процветало с XIII по XVI века. Продолжается это и по сей день, так как некоторые современные художники воспроизводят заметные персидские миниатюры. Эти картины, как правило, отличаются очень высоким уровнем детализации.
Определение
Вам будет интересно:Ян Брейгель Младший: биография, картины
Персидская миниатюра - это небольшая картина, будь то книжная иллюстрация или отдельное произведение искусства, предназначенное для хранения в альбоме. Техники в целом сопоставимы с западными и византийскими традициями миниатюр в иллюстрированных рукописях, что, вероятно, повлияло на происхождение живописи Ирана.
Особенности
Выделяют несколько характерных черт персидских миниатюр (фото ниже). Во-первых, это размер и уровень детализации. Многие из этих картин довольно маленькие, но в них представлены сложные сцены, которые можно рассматривать часами. Классическая персидская миниатюра отличается также наличием акцентов, выполненных золотом и серебром наряду с очень яркой гаммой цветов. Перспектива в этих произведениях включает в себя элементы, наложенные друг на друга таким образом, что тем, кто привык к внешнему виду и ощущению западного искусства, непросто воспринимать эти рисунки.
Вам будет интересно:Аманда Кларк: современная художница и иллюстратор
Развитие
Персидские миниатюры первоначально заказывались как иллюстрации для рукописей. Только очень богатые люди могли себе их позволить, причем изготовление некоторых из картин длилось до года. В конце концов, не столь обеспеченные люди также начали собирать эти произведения искусства в отдельные альбомы. Многие из этих коллекций, к счастью, сохранились до наших дней наряду с другими образцами персидского искусства.
Персидская книжная миниатюра возникла под влиянием китайского искусства. На это указывают некоторые темы и сюжеты, появляющиеся в некоторых ранних примерах миниатюр. Например, многие из мифологических существ, изображенных в ранний период развития персидского искусства, поразительно напоминают животных китайской мифологии. Со временем, однако, персидские художники разработали свой собственный стиль и темы, и концепция персидской миниатюры перекликаются с культурой соседних регионов.
Вам будет интересно:Щукин Сергей Иванович: биография, семья, коллекция
Такие рисунки также заслуживают пристального внимания: чем дольше их рассматриваешь, тем больше деталей и тем проявляется. Изучение одного такого произведения может занять целый день.
Описание персидской миниатюры
Этот вид живописи стал значимой формой персидского искусства в XIII веке, а высшей точки расцвета он достиг в XV-XVI веках. Дальше развитие этой традиции происходило отчасти под влиянием западной культуры. Персидская миниатюра в значительной степени способствовала развитию исламской миниатюры.
Несмотря на влияние на разных этапах развития искусства других стран, персидское искусство миниатюры имело свои отличительные особенности. Художников Ирана легко узнать по их натуральным и реалистичным мотивам. Также стоит отметить персидскую технику «наслоения» перспектив для создания ощущения пространства. Это дает зрителю ощущение трехмерного пространства и возможность сосредоточиться на определенных аспектах изображения, исключая другие.
Содержание и форма являются основными элементами миниатюрной живописи, а художники известны своим тонким использованием цвета. Темы этих произведений искусства в основном связаны с персидской мифологией и поэзией. В них используется чистая геометрия и яркая палитра.
Предыстория
История искусства живописи в Иране восходит к каменному веку. В пещерах провинции Лорестан были обнаружены нарисованные изображения животных и сцены охоты. В Фарсе были обнаружены рисунки, возраст которых составляет примерно пять тысяч лет. Изображения, обнаруженные на глиняной посуде в Лорестане и других археологических памятниках, доказывают, что художники этого региона были знакомы с искусством живописи. Также было обнаружено несколько росписей, относящихся ко времени ашканидов (III – I в. до н. э.), большинство из которых было обнаружено в северной части реки Эль-Фурат (Евфрат). Одна из этих картин представляет собой сцену охоты. Положение всадников и животных, а также стиль этой работы напоминает иранские миниатюры.
В картинах эпохи Ахеменидов работа художников отличается невероятным соотношением и красотой цветов. В некоторых случаях для ограничения разноцветных поверхностей использовались черные полосы.
В пустыне Туркестана были найдены картины, относящиеся к 840–860 годам нашей эры. На этих росписях представлены традиционные иранские сцены и портреты. Самые ранние изображения, относящиеся к исламскому периоду, довольно немногочисленны, они были созданы в первой половине XIII века.
Школы живописи
Примерно с VII века Китай играл большую роль в развитии искусства живописи в Иране. С тех пор была установлена связь между буддийскими китайскими и персидскими художниками. С исторической точки зрения, наиболее важной эволюцией в иранском искусстве стало принятие китайского стиля рисования и красок, которые смешивались с концепцией персидских художников. В первые века после появления ислама иранские художники стали украшать миниатюрами книги.
Вам будет интересно:Русский художник Федотов Павел Андреевич: биография и творчество
Изображения, относящиеся к началу исламского периода, принадлежали к багдадской школе. Эти миниатюры полностью утратили стиль и методы обычной живописи доисламского периода. Они не пропорциональны, в них используются светлые цвета. Художники багдадской школы, после многих лет застоя, стремились к созданию чего-то нового. Они начали рисовать животных и иллюстрировать истории.
Хотя багдадская школа, учитывая доисламское искусство, в некоторой степени поверхностна и примитивна, искусство иранской миниатюры в тот же период было широко распространено во всех регионах, в которых распространялся ислам: на Дальнем Востоке, в Африке и в других странах.
Большинство рукописных книг XIII века дополнены изображениями животных, растений и иллюстрациями к басням и рассказам.
Примером самой древней иранской миниатюры являются рисунки книги под названием «Манафи-аль-Хайван» (1299 г. н.э.). В ней представлены истории о животных, а также их аллегорическое значение. Многочисленные изображения знакомят читателя с иранским искусством живописи. Изображения выполнены яркими цветами, на некоторых миниатюрах видно влияние дальневосточного искусства: некоторые изображения нарисованы тушью.
После вторжения моголов в Иране появилась новая школа. Она полностью находилась под влиянием китайского и могольского стилей. Эти картины все очень маленького размера, со статичными изображениями, выполненными в дальневосточном стиле.
Персидская миниатюра переняла такие черты могольского искусства, как декоративные композиции и тонкие короткие линии. Стиль иранских картин можно было охарактеризовать, как линейный. Художники в этой области продемонстрировали особую креативность и оригинальность.
При могольском дворе чтили не только персидскую художественную технику, но и тематику картин. Часть работ художников представляла собой иллюстрации иранских литературных шедевров, таких как «Шахнаме» Фердоуси.
В отличие от багдадских и могольских изображений, от школы Харат осталось больше работ. Основоположниками этого стиля живописи были предки Тимура, и школа была названа в честь места, в котором она была основана.
Искусствоведы считают, что в эпоху Тимура искусство живописи в Иране достигло апогея. В этот период творили многие выдающиеся мастера, именно они внесли новый штрих в персидскую живопись.
Кемаль ад-Дин Бехзад Херауи
Этот художник (ок. 1450 - ок. 1535) был автором многих персидских миниатюр и возглавлял королевскую мастерскую (китабхану) в Герате и Тебризе во время позднего периода Тимуридов и раннего периода Сефевидов.
Он также известен как Кемаль ад-дин Бехзад или Камаледдин Бехзад.
Персидская живопись того периода часто использует расположение геометрических архитектурных элементов в качестве структурного или композиционного контекста, в котором располагаются фигуры. Бехзад при использовании традиционного геометрического стиля растягивал это композиционное построение несколькими способами. Во-первых, он часто использовал открытые, пустые области без рисунка, вокруг которых совершается действие. Также он размещал изображения вокруг плоскости в некотором органическом потоке.
Жесты фигур и предметов не только естественны, выразительны и активны, но и расположены так, чтобы взгляд постоянно перемещался по всей плоскости изображения. По сравнению с другими средневековыми миниатюристами, он более смело использовал контрастные темные цвета. Еще одно качество, характерное для его работы, это повествовательная игривость: почти скрытый глаз и частичное изображение лица Бахрама, когда он всматривается, наблюдая за резвящимися в бассейне внизу девушками; вертикально стоящая коза, которая похожа на демона на краю горизонта в истории о пожилой женщине, противостоящей грехам Санджара.
Бехзад также использует суфийскую символику и символический цвет для передачи значения. Он привнес в персидскую живопись натурализм, особенно в изображении более индивидуализированных фигур и использовании реалистических жестов и выражений лиц.
Наиболее известными работами Бехзада являются «Соблазнение Юсуфа» из Бустана Саади 1488 года и картины из рукописи Низами Британской библиотеки 1494-95 годов. Установление в некоторых случаях его авторства бывает проблематичным (и многие академики теперь утверждают, что это неважно), но большинство работ, приписываемых ему, датируются 1488–1495 годами.
Он также упоминается в знаменитом романе Орхана Памука «Меня зовут красный» как одного из величайших персидских художников-миниатюристов. В романе Памука говорится, что Кемаль ад-Дин Бехзад ослепил себя иглой.
Сам художник родился, жил и работал в Герате (в современном Афганистане) при Тимуридах, а затем в Тебризе при династии Сефевидов. Будучи сиротой, он воспитывался выдающимся художником Мираком Наккашем и был протеже писателя Мир Али Шир Неваи. Его основными покровителями в Герате были тимуридский султан Хусейн Байкара (правил в 1469-1506) и другие амиры из его окружения. После падения Тимуридов он был нанят шахом Исмаилом I Сефави в Тебризе, где, будучи главой мастерской правителя, оказал решающее влияние на развитие искусства периода Сефевидов. Бехзад умер в 1535 году, его могила находится в Тебризе.
Эпоха Сефевидов
В это период художественный центр был перенесен в Тебриз. Несколько художников также обосновались в Казвине. Однако Сефевидская школа живописи была основана в Исфахане. Миниатюра Ирана в эту эпоху была избавлена от влияния китайцев и вышла на новый этап развития. Художники тогда были более склонны к натурализму.
Риза-йи-Аббаси
Вам будет интересно:Амброджо Лоренцетти: биография, творчество, вклад в культуру
Он был самым известным персидским миниатюристом, художником и каллиграфом Исфаханской школы, которая процветала в период Сефевидов под патронажем шаха Аббаса I.
Он был основателем «Школы живописи Сефевидов». Искусство рисунка в эпоху Сефевидов претерпело значительную трансформацию. Риза Аббаси (1565 - 1635) считается одним из ведущих персидских художников всех времен. Он прошел обучение в мастерской своего отца Али Асгара и был принят в мастерскую шаха Аббаса I, еще будучи молодым человеком.
В возрасте около 38 лет от своего покровителя он получил почетное звание Аббаси, но вскоре оставил работу на шаха, очевидно, стремясь к большей свободе общения с простыми людьми. В 1610 году он вернулся к шаху, с которым оставался до своей смерти. В своих миниатюрах он предпочитал натуралистическое изображение образов, которые часто рисовал в женственной и импрессионистской манере. Этот стиль стал популярным во времена позднего периода Сефевидов.
Многие из его работ изображают красивых молодых людей, часто в роли «винодела», на которые порой обращают восхищенные взгляды пожилые люди, что является проявлением персидской традиции ценить юношескую мужскую красоту.
Сегодня его работы можно найти в музее, носящем его имя в Тегеране, а также во многих крупных музеях Запада, таких как Смитсоновский институт, Лувр и музей Метрополитен.
Особенности Сефевидской школы
Миниатюры, созданные в этот период, не были предназначены исключительно для украшения и иллюстрирования книг. Стиль Сефевидов более мягкий по форме, чем у предыдущих школ. Человеческие образы и их поведение не кажутся искусственными, наоборот, они естественны и близки к реальности.
В картинах Сефевидов великолепие и величие этого периода является главной достопримечательностью. Основной тематикой картин является жизнь при королевском дворе, дворянство, прекрасные дворцы, сцены сражений и банкетов.
Художники больше внимания уделяли общности, избегая лишних деталей. Плавность линий, быстрое выражение чувств и сгущение сюжетов – основные характеристики стиля живописи Сефевидов. С конца этой эпохи в персидских миниатюрах появились перспектива и затенение, как следствие влияния европейского стиля живописи.
Династия Каджары (1795-1925)
Картины этой эпохи представляют собой сочетание классического европейского искусства и техник миниатюр Сефевидов. В этот период Мохаммад Гаффари Камаль-уль-Молк развивал в Иране европейский классический стиль живописи. В конце этого периода в истории иранской живописи появился новый стиль, получивший название «искусство кофейни», фактически ознаменовавший собой упадок персидского искусства.
Влияние
Эстетика и образность средневековой персидской миниатюры оказала влияние не только на художников. В частности, это касается поэзии. Стихотворение Н.С. Гумилева «Персидская миниатюра» вошло в сборники «Огненный столп» и «Персия» (1921). Оно является отражением художественного мира иранских миниатюристов.
Когда я кончу, наконец,
Игру в cache-cache со смертью хмурой,
То сделает меня Творец
Персидскою миниатюрой.
И небо, точно бирюза,
И принц, поднявший еле-еле
Миндалевидные глаза
На взлет девических качелей.
С копьем окровавленным шах,
Стремящийся тропой неверной
На киноварных высотах
За улетающею серной.
И ни во сне, ни наяву
Невиданные туберозы,
И сладким вечером в траву
Уже наклоненные лозы.
А на обратной стороне,
Как облака Тибета чистой,
Носить отрадно будет мне
Значок великого артиста.
Благоухающий старик,
Негоциант или придворный,
Взглянув, меня полюбит вмиг
Любовью острой и упорной.
Его однообразных дней
Звездой я буду путеводной.
Вино, любовниц и друзей
Я заменю поочередно.
И вот когда я утолю,
Без упоенья, без страданья,
Старинную мечту мою -
Будить повсюду обожанье.
Глубокий смысл «Персидской миниатюры» Гумилева связан, во-первых, с лирической темой жажды любви. Кроме того, поэт скрыто вводит в него персонажей сказки. Во-вторых, стих «Персидская миниатюра» является символом нетленного мира, сотворенного благодаря силе слова поэта.