В начале 20-х годов прошлого века картины художницы Любови Сергеевны Поповой было практически невозможно продать – настолько низко творческая общественность ценила уникальный талант мастера. Со временем цена на ее работы стала расти в геометрической прогрессии, сопровождаемая ростом публикаций исследований, анализов ее работ. Большинство ведущих критиков в области художественного искусства авторитетно заявляли о гениальности работ Поповой, о том, что в своих произведениях она не только создала немало уникальных авторских методов изображения действительности, но и существенно обогнала свое время.
Любовь Попова
Вам будет интересно:Что такое RAL? Международная система соответствия цветов
Любовь Сергеевна Попова является одним из самых известных представителей женского русского и советского авангарда. На протяжении своей долгой творческой жизни художница активно развивала такие направления в художественном искусстве, как супрематизм, кубизм, конструктивизм и кубофутуризм. О ее работах восторженно отзывался Казимир Малевич, пригласивший ее в свое авторское творческое объединение «Супремус».
Вам будет интересно:Фальконе Этьен: биография, личная жизнь и известные работы
Также Любовь Попова долгое время разрабатывала различные направления советской графики, успела стать пионером отечественного дизайна, много времени посвятив разработке театральных декораций, костюмов, а также находясь в поиске свободных художественных решений для залов, гостиных и других помещений, которые могли бы стать арт-объектами.
В настоящее время работы Любови Сергеевны Поповой признаны мировым художественным сообществом как уникальные примеры раннего отечественного андерграунда, отличающиеся неповторимым авторским стилем и ярко выраженным новаторством.
Многие известные коллекционеры русского и раннего советского искусства высоко оценивают картины художницы, приобретая их для частных коллекций. Также работы мастера хранятся в Государственном музее РФ.
Родители
Любовь Попова появилась на свет 24 апреля 1889 года в селе Ивановское (Московская губерния) в обеспеченной купеческой семье. Отец будущей художницы, Сергей Максимович Попов, был известным предпринимателем и имел свой бизнес в сфере текстильного производства, перешедший к нему от отца. Мать Любови, Любовь Васильевна Зубова, была богатой наследницей дворянского рода - настолько богатого, что в собственности ее отца было несколько уникальных скрипок работы известных итальянских мастеров, таких как Страдивари, Амати, Гварнери.
Вам будет интересно:Серафина Луи - французская художница
Девочка с детства воспитывалась в спокойной благоприятной атмосфере. Родители рано заметили творческие наклонности дочери и всячески старались их развить, принимая деятельное участие не только в воспитании дочери, но и в становлении ее как человека, отдавшего свое сердце искусству.
Любовь проявляла большие способности к обучению, с раннего возраста с интересом занимаясь и самообучением. Ежедневно специально нанятая гувернантка занималась с девочкой изучением языков, литературой, письмом и чтением, а для уроков рисования был приглашен известный художник того времени – К. М. Орлов.
Ранние годы
В 1902 году семья Любови Сергеевны Поповой переехала в Ялту на постоянное место жительства. Именно здесь девочка поступила в гимназию, которую окончила спустя десять лет с золотой медалью. Восхищенные способностями девушки к обучению и авторскому творчеству, педагоги рекомендовали родителям отправить Любовь в Москву для продолжения обучения.
Несмотря на ярко выраженный творческий характер, Любовь приняла решение записаться на педагогические курсы, которые вел А. С. Алферов в Московской гимназии С. А. Арсентьевой. Следующие два года девушка изучала основы филологии, сравнительное языкознание и общую теорию языка, получив диплом педагога, имеющего право вести курсы русского языка в малых учебных заведениях.
Получив высшее образование, Попова решила, наконец-то, начать развивать свои творческие дарования, в 1907 году записавшись в рисовальную студию, курсы в которой вел знаменитый мастер С. Ю. Жуковский.
Обучение
В следующем году Любовь Сергеевна Попова официально стала слушательницей курсов теоретической и практической живописи, которые читали С. Жуковский и поистине легендарный живописец Константин Юон. Здесь, в мастерской этих великих мастеров, Любовь нашла себе новых друзей и творческих единомышленников, которыми стали Надежда Удальцова и Людмила Прудковская. В будущем все трое прославили российский художественный андерграунд своим талантом, создав немало прекрасных работ, которые вошли в копилку шедевров мировой живописи.
Свою творческую карьеру Любовь начала с того, что арендовала мастерскую в Антипьевском переулке и почти все время занималась напряженной работой, изучая свойства различных красящих материалов, осваивая незнакомые ей техники работы и проверяя, как краски, темпера или воск будут взаимодействовать с необычными типами покрытий, такими как шифер, бетон или твердый глянец.
Биография Любови Сергеевны Поповой насыщенна. В 1910 году художница посетила Италию, где продолжительное время изучала теорию живописи и авторские стили известных классических мастеров прошлого. Следующие два года работы прошли во Франции, где художнице удалось познакомиться с такими признанными мэтрами зарубежного авангарда, как Ж. Метценже и Ле Фоконье.
Супрематизм
По возвращении на Родину художница вступила в клуб Казимира Малевича «Супремус», для которого рисовала логотип и помогала разрабатывать устав. Вдохновленная минимализмом наставника, Попова активно исследовала стиль геометрического минимализма, создавая серию композиций, где на холсте была изображена всего одна фигура, контраст которой с поверхностью холста подчеркивался необычными цветовыми решениями и сочетаниями оттенков.
Все известные произведения Любови Сергеевны Поповой были выполнены в технике «материальных подборов», которую художница развила из учения Татлина, предложив не только свое видение итогового цветового подбора, но и создав оригинальный вариант светового контррельефа.
Несмотря на собственный авторский стиль, Попова часто заимствовала у Малевича идеи, формы и способы реализации замыслов. Часто ее работы были своеобразными копиями творений Малевича, в которых Попова лишь заменяла один тип фигур на другой и предлагала свое цветовое решение творческой ситуации.
Отличались картины учителя и ученицы отношением к цвету – Казимир тяготел к мрачной палитре, тогда как Любовь предпочитала цветные плоскости, состоящие из множества ярких красок, при смешении дающих светлые оттенки.
Признание
К середине 20-х годов прошлого века фото Любови Сергеевны Поповой стало мелькать в изданиях, посвященных новому советскому искусству. В 1920 году художницу пригласили преподавать теорию живописи во Всесоюзных художественно-технических мастерских. Также мастер активно работала в различных столичных театрах, постоянно декорируя спектакли и делая оформление театральным труппам, отправляющимся за рубеж. Это было очень ответственным занятием, контролируемым правительством.
В 1923 году мастера заметил легендарный Василий Кандинский и пригласил работать в Институт художественной культуры.
Новаторство
Биография художника Любови Сергеевны Поповой также содержит сведения и о том невообразимом новаторстве, которое этот творческий человек привнес в русское художественное искусство.
Для мастера были характерны такие приемы работы, как проведение рытвин железными предметами прямо по свеженанесенной краске, выведение рельефа с помощью льняных накладок на холст, а также активное использование коллажей, которые Любовь создавала путем вдавливания в свежую краску вырезанных из журналов фотографией, различных надписей или других рельефных и нестандартных элементов.
Нарочитое изображение окружающих предметов в стиле примитивного кубизма давало Поповой полную свободу для украшения этих фигур декоративными материалами, что приводило к возникновению у произведений невероятно оригинальной атмосферы. Собранные практически из ничего картины поражают точностью передачи образов.
Художественный стиль
Практически все работы Любови Сергеевны Поповой выполнены в индивидуальном неповторимом стиле художницы. Лишь некоторая часть ее пробных произведений носит подражательный оттенок.
Сама концепция стиля мастера заключается в отсутствии каких-либо рамок или наличия определенных точек зрения. Попова считала, что творческое видение – есть бесконечный процесс, не имеющий никаких границ.
Семья
О личной жизни Любови Сергеевны Поповой известно немного. В 1918 году молодая художница познакомилась с Борисом Николаевичем фон Эдингом, и в следующем году пара официально зарегистрировала свой брак. Муж мастера был историком по образованию и занимался научной работой, готовя многолетнее историко-культурное исследование города Ростова и его окрестностей. Спустя несколько лет вышла его книга – «Ростов Великий, Углич».
У пары родился сын, умерший 23 мая 1924 года от скарлатины. Во время лечения художница неосторожно подхватила болезнь от ребенка и умерла спустя два дня после его смерти. Любовь Сергеевна Попова похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве.