Ян Брейгель Старший (Бархатный или Цветочный) – это имя и прозвища известного фламандского (южнонидерландского) живописца. Художниками были его отец, брат и сын. Родился он в 1568 году в городе Брюсселе, а умер в 1625-м, в Антверпене.
Сын знаменитого отца
Родился Ян Брейгель в семье знаменитого отца. Им был выдающийся нидерландский художник Питер Брейгель Старший, гравер и рисовальщик. Его по праву считали основоположником фламандского и голландского искусства. Ян своего отца не помнил, так как тот умер через один год после рождения мальчика.
Вам будет интересно:Как нарисовать принцессу Софию: пошаговая инструкция
Свою учебу Брейгель начал в Антверпене. Его учителями живописи были такие художники, как Питер Гуткинт (Гоэткиндт) и Гиллиса ван Коннинксло. В двадцатилетнем возрасте Брейгель для дальнейшего обучения уезжает в Италию. Это произошло в 1589 г.
В Италии
В 1592 г. он переезжает в Рим и живет там три года, до 1595-го. Там его близким другом становится Пауль Бриль, художник, специальностью которого было изображение пейзажей. А также в Риме Ян Брейгель Старший свел короткое знакомство с очень влиятельным человеком. Им был архиепископ Фредериго Боромео. Это знакомство благоприятно повлияло на его жизнь, так как архиепископ стал оказывать покровительство молодому живописцу. Позже Боромео пригласил Брейгеля переехать в Милан.
Возвращение на родину
Вам будет интересно:Иванов Сергей Васильевич и его картины
В 1596 году Ян возвращается в Южные Нидерланды, в Антверпен. В 1597, благодаря тому, что он был сыном известного мастера, его принимают в гильдию художников этого города. Она носила имя Святого Луки, который, в числе прочего, является покровителем цеха живописцев.
Ян работал очень много и усердно. Через небольшой промежуток времени к нему пришла известность. Ему удалось получить почетную и выгодную должность при дворе эрцгерцога Альбрехта. Он становится придворным художником. Кроме того, будучи награжденным доверием высочайших особ, он не единожды исполнял разные поручения эрцгерцога и даже Рудольфа II, императора Священной Римской империи.
Женитьба, придворная жизнь, кончина
В январе Ян Брейгель Старший женился. В сентябре 1601-го у него родился первый из сыновей. В дальнейшем он также стал живописцем, который известен как Ян Брейгель Младший.
С 1601 по 1602 год Ян находился на должности декана гильдии художников им. Святого Луки. В 1604 г. совершил поездку в Прагу. Позже числился при дворе Альбрехта и Изабеллы, наместников испанских Нидерландов в Брюсселе. Об этом свидетельствует дошедшее до нас упоминание, которое датируется 1606 годом.
Живописец работал много и плодотворно. Картины его имеются в большинстве художественных музеев мира. Сохранились также и многие из его рисунков. Умер художник Ян Брейгель Старший в 1625 г., став жертвой холеры. От этой же болезни умерли и трое его детей, сын Питер и дочери Мария и Элизабет.
Дружба с Рубенсом
Яна Брейгеля связывали очень тесные узы дружбы с Питером Паулем Рубенсом (1577 - 1640). Последний был виднейшим фламандским живописцем, одним из основоположников искусства барокко, дипломатом и коллекционером. В творческом наследии Рубенса насчитывается больше чем 3 тыс. картин, многие из которых он написал совместно со своими учениками и коллегами.
Одним из таких соавторов и был Брейгель. Так, этими двумя великими художниками было в 1617-1618 гг. написано аллегорическое полотно «Четыре элемента и пять чувств». Также плод совместного творчества Рубенса и Яна Брейгеля Старшего – картина с названием «Рай», где первым написан ландшафт, а вторым – фигуры Адама и Евы.
Известны высказывания Рубенса, в которых о Яне он говорил как о своем старшем брате. Рубенсом был написан групповой портрет под названием «Семья Яна Брейгеля», где художник изображен с женой и двумя детьми.
Ян Брейгель Цветочный
Как уже было сказано выше, фламандский живописец вырос, не зная отца, рано ушедшего из жизни мальчика. Воспитывался Ян Марией Бессемерс-Вергюльст, своей бабкой, которая была опытной миниатюристской. Ее специальностью была цветочная живопись.
Под ее влиянием художник также стал миниатюристом и оставался им всю жизнь. Он использовал тончайшие кисти и самые яркие краски, сочетаемые им в приятные аккорды. Также он всегда был верен и любви к цветам. На многих картинах Яна Брейгеля Старшего присутствуют разбросанные там и тут мириады пестрых цветков. Некоторые из полотен украшают лишь они одни, расположившись в виде красивых пышных букетов.
Брейгель прославился детальным изображение цветочных натюрмортов и венков, которые он изображал с большим мастерством. Он обладал умением мастерски, с большой убедительностью передавать сочетание красок, форму, яркость и прелесть цветов. Это говорило о нем как о художнике, который любил и внимательно изучал природу.
Имея среди своих покровителей эрцгерцогиню, Брейгель был вхож в королевские оранжереи, где росли самые редкие из растений. Интересным фактом является то, что писал он исключительно с натуры и при этом мог месяцами ожидать цветения того или иного растения. Это было особенно характерно для раннего этапа творчества живописца. Позже он освоил и другие жанры. Речь идет, например, о:
- пейзаже;
- бытовом жанре;
- натюрморте;
- исторической живописи.
По прозванию Бархатный
На рубеже 16-го и 17-го веков в нидерландскую живопись, имевшую на тот момент официальное, аристократическое направление, под влиянием демократических идей постепенно проникает «плебейская», крестьянская тематика. Не миновала она и творчество Яна Брейгеля Старшего. В его наследии имеется много великолепных пейзажей, которые оживлены маленькими фигурками людей. Нередко встречаются библейские мотивы. Речь идет, например, о «Пейзаже с прощанием Товия», «Лесном пейзаже с бегством в Египет».
Наряду со сложными аллегориями, «райскими» пейзажами, заколдованными лесами появляются виды, типичные для его родины. Это проселочные дороги с повозками, деревенские улицы с трактирами и гуляками, пешеходы и всадники, ветряные мельницы и бескрайние равнины, лесистые берега и каналы. Эти пестрые и нарядные картины выполнены в миниатюрной технике самым тщательным образом.
Их поверхность очень гладкая, сочная, нежная, на ней присутствует красивая одежда. К живописи Брейгеля применяется такой эпитет, как «роскошная ласковость», который отражает основной секрет ее очарования, которому художник и обязан прозвищем Бархатный.
Жизнь Яна Брейгеля Старшего прошла в сопровождении сплошного успеха. Меценаты наперебой заказывали ему картины, а его товарищи, в числе которых были и величайшие художники, неизменно приглашали его к сотрудничеству.