- Христианские истоки постапокалипсиса
- Особенности светского взгляда на концепцию
- Филосовские и психологические штампы постапокалиптического сценария
- Краткий чек-лист любого постапокалиптического сценария
- Зомби-апокалипсис
- Монстроапокалипсис
- Природная катастрофа
- Другие сценарии постапокалипсиса на примере известных кинолент
- Тотальная глобализация
- Раскрытие тем индивидуализма и коллективизма
- Эстетика постмодерна
Столь объемное и противоречивое понятие «постапокалипсис» - это парадоксальное сочетание отсутствия логики. Ибо мир, представленный в данном жанре, находится за пределами общепринятого рационализма, а парадокс здесь указывает на видение образов, которых, по сути, нет в нашем сознании. Картина мира представлена весьма расплывчато.
Христианские истоки постапокалипсиса
С незапамятных времен религиозная традиция представляет концепцию апокалипсиса, как полное завершение истории всего человечества. Однако "Книга Откровения" указывает на последующий, совершенно новый этап бытия: воцарение Христа и его Святых подданных. Сатана потеряет свой главный источник подпитки: ложь, соблазн, искушение, которые, по сути, и привели человечество к концу земного пути. Данные общие особенности и будут выражать постапокалипсис, как нулевое содержание мира.
Особенности светского взгляда на концепцию
Вам будет интересно:Филиппино Липпи - итальянский живописец эпохи Возрождения: биография, творчество
С конца ХХ века, в рамках мультипликации и кинематографа, жанр постапокалипсис прочно укрепляет свои позиции. Приставка «пост-» является отражением научно-философского течения 70-80-х годов прошлого века, именуемого как постструктурализм, и его ответвления – постмодернизма. Когда история той или иной цивилизации достигает пределов своего развития, тогда же и происходит обнажение всех существующих логических, духовных и социальных конфликтов. Это приводит к неизбежному процессу изживания, где дальнейшее развитие системы невозможно. В то время и вступает в силу время деградации, разрушения структуры общего уклада, ценностей и духовных ориентиров. Мир поглощает состояние опустошенности и пессимизма. Фантастика постапокалипсиса становится суровой реальностью в борьбе за индивидуальное выживание.
Филосовские и психологические штампы постапокалиптического сценария
Вам будет интересно:Катя Медведева - художник наивной живописи. Биография, личная жизнь, фото
Если ориентироваться на классификацию потребностей психолога Абрахама Маслоу, те немногочисленные люди, пережившие крушение своей эпохи, возвращаются к необходимости удовлетворения своих базовых потребностей – поиск еды и обеспечение безопасности. Налицо – откат цивилизации на многие века.
Вам будет интересно:Что такое постамент и где его можно увидеть?
Выживание становится основным критерием, характеризующим положение уцелевшего человечества. Эти критерии являются оптимальными для взращивания зла. Однако постапокалипсис – это еще и зарождение таких высших ценностей, как попытка пробудить людские души к единству, обеспечение условий сплочения ради наивысших целей. Сама жизнь принимает на себя роль того самого добра, причем, жизнь социальная. Одной из базовых задач является восстановление цивилизаций.
Краткий чек-лист любого постапокалиптического сценария
- Обязательное наличие народного героя, который будет бороться со злом и вести за собой некоторую часть выживших граждан.
- Проявление повсеместной деградации в духовных, социальных и интеллектуальных сферах.
- Зарождение коммун.
- Полное или частичное разрушение цивилизаций или отдельных населенных пунктов.
- Появление мелких социальных поселений доисторического типа с применением остатков благ исчезнувшей цивилизации.
- Тотальное исчезновение технологий.
Теперь, когда рассмотрена основная структура фантастики постапокалипсиса, какой жанр может выразить наихудший сценарий гибели человечества?
Зомби-апокалипсис
Зомби – самостоятельный отдельный фэнтези-жанр, который успел завоевать свою многочисленную армию поклонников. Не секрет, что для подготовки к столь ожидаемому прогнозу необходимо вооружиться коллекцией оружия, если мертвецы пожелают восстать из мертвых.
Что же определяет основу? Обязательное чувство безысходности, когда один или несколько героев пытаются скрыться от бродячих мертвецов за хлипкой дверью. Шансов на спасение становится все меньше, ведь зачастую выжившие люди загнаны в тупик, попав в какое-то высотное строение. После представленного сценария на ум сразу приходят такие картины, как «Война миров Z» (где Бред Питт сыграл главную роль), а также «Карантин».
Нельзя не отметить линейку фильмов «Обитель зла» с Милой Йовович и, пожалуй, лучшее в жанре постапокалипсис кино – «Инфекция». Особенностью сценария данной картины является то, как вирус воздействует и изменяет разум зараженной главной героини. Главную роль блестяще сыграла актриса Неджарра Таунсенд.
Монстроапокалипсис
Особенности данного поджанра заключают в себе сценарий нападения захватчиков, стремящихся произвести полных захват планеты Земля с целью порабощения населения или его полного уничтожения.
Ярким примером служит небезызвестный фильм «Я – легенда», где Уилл Смит играет героя Роберта Невилла, единственного человека, иммунитет которого противостоит вирусу монстров-вампиров. Сама идея и концепция выделяют картину из числа представленных вариантов на данную тематику.
Обязателен к просмотру фильм «Гостья», снятый по одноименному роману Стефани Майер. Здесь главными антигероями выступают неземные формы жизни, которые не могут существовать без основного носителя. Таким образом, инопланетным гостям необходимо паразитировать на любом живом объекте.
Природная катастрофа
Пожалуй, одним из самых излюбленных режиссерами видов постапокалипсиса являются природные катаклизмы, представленные во всевозможных вариациях. Все, что находится в доступе творческой фантазии: от разрушительных цунами и резких смен климата до усиления ветряных потоков и изменения магнитного поля Земли. Порой сценаристы не скупятся смешивать сразу несколько природных стихий в единую картину, чтобы придать истории особо яркий окрас.
Не секрет, что многие экранные сценарии позаимствованы из книжных произведений. Таковым примером является роман «Дорога», который был экранизирован в 2011 году. История этого фильма о том, как мир превратился в безжизненную пустыню, по итогам глобальной катастрофы. Такое положение вещей обнажило ряд человеческих пороков – каннибализм, нарастающая жестокость, агрессия, и все это приправлено нескончаемым голодом и холодом. Вражеское первенство отдается самому человеку, и теперь каждый должен бороться за собственное выживание самостоятельно.
Постапокалипсис – это пропитанная неподдельным драматизмом картина «Послезавтра», которая заставляет зрителей всецело проникнуться разворачивающейся на экранах трагедией. На этот раз природа не на шутку обозлилась на человечество, тем самым пробудив засуху в одной части мира, непрекращающиеся ливни – в другой, а также шквальные ветры и резко сменяющиеся температурные показатели. Главный герой – эколог Джек Холл всячески пытается остановить разбушевавшиеся катаклизмы, однако правительство отказывает ему в содействии.
Весьма захватывающе стиль постапокалипсис отражен в фильме «2012», где основная ставка режиссеров была сделана на качественную картинку. Сюжет здесь отодвинут на второй план, но это не отнимает зрелищности и чувства вовлечения в происходящие события.
Другие сценарии постапокалипсиса на примере известных кинолент
В центре сюжета «Безумный Макс» выступает техногенная катастрофа, которая всецело обрушилась на мир. Действие разворачивается в Австралии, где отчаявшиеся жители рассекают по пустыням в поисках питания и крова.
Трилогия «Матрица» братьев Вачовски. Наступил момент, когда разумные машины создали для человечества виртуальную реальность, используя его представителей в качестве «биобатареек».
Не менее известный «Терминатор», где в основу содержания заложено восстание машин, которые желают истребить человечество всевозможными путями.
Также неоднозначная картина «Облачный атлас», которая вбирает в себя шесть параллельно переплетающихся между собой сюжетных линий. Фильм достаточно сложный для восприятия, однако он стоит того, чтобы зритель вникнул в сюжетную линию.
Пожалуй, одним из самых милых примеров фэнтези постапокалипсиса представлена анимационная история от PIXAR – картина WALLE. По сценарию, люди настолько загрязнили Землю, что она больше не пригодна для любой формы жизни. В груде мусора планетарного масштаба остался жить кроткий робот Валли, который, обнаружив крохотный росток, всячески пытается сохранить его.
Тотальная глобализация
Сжатие границ мира стало отчетливо проступать еще в прошлом веке, когда эффективность коммуникаций стала набирать обороты. В особенности, тотальные и необратимые последствия для человечества стали реальными после изобретения ядерного оружия. После этого, культурная оболочка общества подхватила столь обширную параноидальную подпитку, чем сыграла особую роль в создании различных антиутопий и истоков киберпанка. Все это породило смешение проблем глобальных угроз техногенной природы, религиозного универсализма в идею неизбежного апокалипсиса от ошибок, связанных с безграмотным использованием ручного атома.
Раскрытие тем индивидуализма и коллективизма
Постапокалипсис – это раскрытие взаимоотношений двух социальных моделей: одиночки-индивидуалиста и стихийный коллектив, который нуждается в лидере. В такой связке проявляется интересная закономерность: на того, кто принял на себя командование людской массой, возлагается полная ответственность за каждого индивида. Теперь субъект не сможет отвести в сторону ответственность за чью-то жизнь, как это можно было сделать в еще не разрушенной апокалипсисом системе.
Эстетика постмодерна
Как известно, сама специфика постмодерна заключает в себе всевозможные грани понятия «странный», разбивая его на такие составляющие, как «незнакомый», «причудливый», «курьезный», «сверхъестественный», «специфический» и даже «эротизированный». Это и является основой жанра постапокалипсиса, как такового. Посему неудивительна любовь поклонников данного стиля к мутантам, различным зомби, инопланетным захватчикам и иным фрикам.