Картины советских художников: список самых известных

Картины советских художников: список самых известных

В то время, как творчество и имена большинства русских дореволюционных художников известны даже маленьким детям, живописцы периода СССР находятся как бы в тени. Еще со школы многие помнят такие полотна, как «Утро», «Мокрая терраса», «Опять двойка». Но если визуально они знакомы всем и каждому, то фамилии авторов вспоминаются с трудом. Давайте познакомимся со списком самых выдающихся картин советских художников.

«Смерть комиссара»

Одной из самых известных картин советских художников является живописное произведение Кузьмы Петрова-Водкина «Смерть комиссара», написанное в 1928 году. Сюжет полотна, которое можно увидеть на главном фото, демонстрирует частную трагедию на фоне гражданской войны. Молодой комиссар умирает на руках своего помощника — офицера. Он не выпускает из рук винтовку и с горечью смотрит вслед уходящему отряду, будто еще надеясь встать и продолжить борьбу.

Художник работал над одним из главных полотен в своей живописной карьере на протяжении года, сделав его в стиле так называемого «трехцветия» — метода письма с использованием всего трех основных цветов. В настоящее время картину можно увидеть в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

«Опять двойка»

"Опять двойка"

А это полотно наиболее известно потому, что его репродукция на протяжении полувека фигурирует в учебниках, представляя собой материал для сочинения. Картину «Опять двойка» художник Федор Решетников написал в 1952 году, явив подлинный образец жанра бытовой живописи в середине прошлого века.

Не многие знают, что «двойка» является вторым произведением в художественной трилогии Федора Павловича. Ей предшествует яркое предновогоднее полотно «Прибыл на каникулы» 1948 года — ее «репродукцию» можно заметить в данной картине, слева от дверного проема над отрывным календарем. Третья часть — «Переэкзаменовка» была закончена в 1954 году, и в ней можно заметить «репродукцию» предшествующего полотна над рабочим столом главного героя.

«Опять двойка» находится в Третьяковской галерее Москвы.

«Ленин на трибуне»

"Ленин на трибуне"

Представить историю советской живописи без этого монументального полотна Александра Герасимова просто невозможно. Яркие цвета, эффект движения и мощный идеологический подтекст делают это изображение Владимира Ильича Ленина одним из самых узнаваемых и выдающихся. Написать «Ленина на трибуне» Герасимов задумал еще в 1920 году, однако на создание картины у художника ушло целых десять лет.

Несмотря на то, что картина написана в излюбленном Герасимовым стиле, приближенном к импрессионизму, ее обычно относят к жанру соц. реализма. Поза и движение красных флагов, напоминающих языки пламени, придают фигуре Ленина почти мифологический образ — он словно летит вперед, окрыленный своей горящей идеей. Грозовое небо символизирует грядущую революционную бурю.

Увидеть монументальное полотно можно в Государственном Историческом музее на Красной площади Москвы.

Вам будет интересно:  Холуйская миниатюра: особенности, история и фото

«Голубая весна»

"Голубая весна"

В том же 1930 году была создана и еще одна узнаваемая картина советского периода — произведение Василия Бакшеева «Голубая весна». Но насколько отличаются два этих произведения! Полотно Бакшеева по всем признакам напоминает работы старых дореволюционных мастеров, и его настроение, как и композиционное решение, находится вне времени. Такая «Голубая весна» могла быть написана за столетия до смены режима, и в период СССР, и даже сегодня в березовом лесу можно лицезреть подобный умиротворенный пейзаж.

В настоящее время произведение хранится в Третьяковской галерее Москвы.

«Утро»

Картина "Утро"

Еще одним ярким представителем произведений советского бытового реализма является картина, также знакомая всем нам по урокам русского языка и написанию сочинений. Художница Татьяна Яблонская написала «Утро» в 1954 году и создала себе этим незамысловатым произведением бессмертную славу.

В картине заключено настоящее утреннее волшебство, понятное каждому: яркий солнечный свет, ощущаемый поток свежего воздуха, врывающийся с распахнутого балкона, простой завтрак на столе и девочка-подросток, «летящая» навстречу новому дню в своей физкультурной позе.

Помимо учебников, знаменитую картину можно увидеть в московской Третьяковской галерее.

«Оборона Петрограда»

"Оборона Петрограда"

Художник Александр Дейнека писал эту картину, имеющую культовое значение для всей советской живописи первой половины 20-го века, дважды — первый раз в 1928 году, второй — в 1954-м. Оба варианта находятся в Москве и практически не отличаются — оригинал хранится в Музее Вооруженных Сил СССР, а авторская репродукция в Третьяковской галерее.

В жанре символического соц. реализма на картине изображено два отряда защитников города во время Гражданской войны. Особая мощь, заложенная в сюжете, проявляется в движении отступающих раненых солдат, в то время как решительно настроенные добровольцы, среди которых есть и женщины, в ногу шагают вперед, готовые отстаивать свой город, идеалы и общую цель.

Любопытно, что все типажи для героев своей картины Дейнека писал с заводских рабочих, которые на самом деле принимали участие в Гражданской войне.

«Новая Москва»

"Новая Москва"

Эту картину художника Пименова многие ассоциируют с 60-ми годами прошлого века, хотя она написана еще в 1937 году. Но яркость красок, прогрессивная женщина за рулем авто и общая цветовая гамма картины делает ее слишком похожей на кадр из фильма времен оттепели.

На самом деле Юрий Пименов и не планировал изображать 37-й год, а как бы заглянул в будущее — и ему это удалось. Именно грядущие светлые годы, схожие с обновлением, которое приносит свежий летний дождь, попытался передать в «Новой Москве» живописец.

Нередко картину называют близкой по духу работам американских художников того времени и предшествующей направлению «гламурной» живописи. Это легко объясняется следующим фактом: картина создавалась специально для участия от советской делегации на Всемирных выставках в Нью-Йорке и Париже, где, к слову, Пименов получил Золотую медаль.

В настоящее время «Новая Москва» находится в Третьяковской галерее.

Вам будет интересно:  Поль Сезанн «Натюрморт с драпировкой»

«Большевик»

Картина "Большевик"

Классической и самой популярной картиной первых послереволюционных лет можно смело назвать полотно «Большевик», написанное Борисом Кустодиевым в 1920 году. Попытавшись осмыслить приход новой власти, знаменитый художник решил создать аллегорическую картину, хотя прежде и не прибегал к подобному выразительному средству. Огромный Большевик, символизирующий новую власть, серьезно и целеустремленно шагает над городом, ступая по улицам, наводненным людьми. Ярко-красный флаг окутывает вершины зданий, уходя далеко вглубь полотна.

Любопытно, что сам Кустодиев боялся, что его картину могут понять превратно, а потому не стал отправлять «Большевика» на выставку. Однако страхи не оправдались и полотно не только приобрело огромную популярность, но еще и стало своеобразным символом революции.

Увидеть это полотно Кустодиева можно в московской Третьяковской галерее.

«В. И. Ленин в Разливе в 1917 году»

"Ленин в Разливе"

Это полотно 1934 года считается не только наиболее выдающимся среди работ живописца Аркадия Рылова, но еще и одним из самых значительных изображений Владимира Ленина в период его пребывания в Разливе накануне Октябрьской революции. Удивительное сочетание пейзажа, монументализма и исторического портрета в свое время сделали картину «В. И. Ленин в Разливе в 1917 году» не только предметом культа, но еще и изучаемой на уроках русского языка в обязательном порядке.

Увидеть произведение искусства можно в Русском музее Санкт-Петербурга.

«Иней»

Картина "Иней"

А вот еще одно полотно В. Н. Бакшеева — «Иней», такая же одухотворенная и вневременная картина, как и «Голубая весна». Стоит заметить, что и к данной работе применим эпитет «голубая», так как сияние морозного неба буквально отражается в свежем снегу, придавая всей картине мечтательный и волшебный оттенок.

Посмотреть вживую на это прекрасное полотно 1900 года можно в Москве, в Третьяковской галерее.

«После дождя (Мокрая терраса)»

"После дождя"

В отличие от «Ленина на трибуне», эта картина Герасимова, созданная в 1935 году гораздо ближе к его излюбленному стилю и импрессионистскому настроению. И, наравне с «Двойкой» и «Утром», «После дождя» знакома всем по школьному курсу и обязательному сочинению на ее основе.

Уникальной и запоминающейся картину делает удивительно точно переданное Александром Михайловичем ощущение свежести после дождя — несмотря на то, что пейзаж выполнен вне жанра реализм, создается иллюзия запаха от намокших листвы, цветов, стола и террасы.

Стоит заметить, что, наравне с «Новой Москвой» Пименова, полотно «После дождя» тоже было представлено на Всемирной выставке в Париже, где удостоилось Гран-при. В настоящее время картина находится в Москве и выставляется в Третьяковской галерее.

«Первый снег»

"Первый снег"

Запоминающейся и очень трогательной является картина советского художника Аркадия Пластова. Она была написана в 1946 году и в настоящее время находится в городе Тверь, в Областной картинной галерее.

Первый год после войны, реальный пейзаж и дом в деревне Прислониха и два ребенка — мальчик и девочка, написанные сразу с нескольких разных детей, живших там же и по очереди позировавших художнику. Простая и искренняя радость от первого снега, непосредственное счастье от возвращения к мирной жизни — дети не забыли ужасы войны, но она не позволила их сердцу зачерстветь и разучиться видеть поводы для улыбок.

Вам будет интересно:  Как нарисовать Какаши-сенсея из аниме "Наруто"?

Дети — излюбленные герои полотен Аркадия Александровича, но именно эта работа удостоилась самого большого внимания и признания: не только от советских деятелей искусств и представителей власти, но и на международных выставках и конкурсах.

«Василий Теркин»

Василий Теркин

Иллюстрации занимают огромное место в истории советской живописи, а потому обойти вниманием этот культурный пласт, вспоминая лучшие и наиболее известные картины просто невозможно. Самым ярким примером, пожалуй, является иллюстрация главного героя поэмы Твардовского «Василий Теркин», принадлежащая кисти Ореста Верейского.

Этот точный и жизнерадостный образ наравне с литературным оригиналом стал настоящим олицетворением советского солдата, красноармейца, и во много предопределил классическую внешность рядового героя войны не только для последующих иллюстраций, но и для кинематографа.

В настоящее время эта иллюстрация, наравне с большинством других работ художника, хранится и выставляется в Краеведческом музее имени Докучаева, поселок Новодугино, Смоленская область.

«Мороз и солнце»

"Мороз и солнце"

Советские художники-пейзажисты и их картины занимают не такую большую область в искусстве прошлого века, какую занимали они еще в 18-19-м веках. Гораздо чаще писались, и были более востребованы произведения в жанрах исторического портрета, соц. реализма или бытового реализма. Вот и художник Виктор Цыплаков предпочитал работать именно в этих жанрах. Но по иронии судьбы самой лучшей из его работ признавали и до сих пор признают именно редкий для его портфолио пейзаж, а именно картину «Мороз и солнце», названную по известной строчке из стихотворения Пушкина «Зимнее утро».

Ее мы тоже помним из курса школьных сочинений. И как можно не восхищаться свежести и живости данного полотна? Вживую полюбоваться картиной «Мороз и солнце» можно в Третьяковской галерее.

«Свадьба на завтрашней улице»

"Свадьба на завтрашней улице"

Завершает список самых известных картин советских художников еще одно полотно Юрия Пименова, только написанное гораздо позже «Новой Москвы» — в 1962 году. И если ранее описанное произведение только напоминало оттепель, то в «Свадьбе на завтрашней улице» отражено все торжество этого периода.

Работа художника Пименова уникальна тем, что он сделал нечто невозможное и невообразимое — соединил гламурную живопись, все с тем же легким налетом нью-йоркского лоска, и самый что ни на есть соц. реализм. И получилась не нелепица, а искренняя и захватывающее от радости сердце картина. Показать первопроходцами на стройке новой улицы молодоженов — это лучшая аллегория на строительство нового мира и будущей жизни, о которой тогда мечтали все жители советской страны.

В настоящее время произведение можно увидеть в московской Третьяковской галерее.

Источник


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: