15-01-2019 18:36

Межкультурная компетенция: понятие, определение и структура

Межкультурная компетенция является необходимостью в мире, где отношения между людьми разных этносов стали свободными. Она ведет к пониманию, гармонии, соответственно, к мирному положению дел между странами. Способность воспринимать объективно окружающих людей и их взгляды – большой шаг на пути к созданию развитых цивилизаций с большим потенциалом. Важно уделять внимание развитию и методике формирования межкультурной компетенции у людей, чтобы будущее было светлым и лучезарным.

Выведение определения компетенции человека

Насреддин Афанди в легендах тюркских народовВам будет интересно:Насреддин Афанди в легендах тюркских народов

Межкультурные коммуникации

Межкультурная компетенция в разных словарях трактуется по-своему. Основные черты, присущие этому понятию – это определенный круг полномочий и прав, в которых человек хорошо разбирается.

Компетенция – широкое определение, так как его можно изучить, лишь учитывая совокупность понятий. Личностные качества, знания, навыки, направленные к конкретному процессу, объекту, предмету в совокупности создают понятие компетенции.

Музей советских синтезаторов. А можно поиграть?Вам будет интересно:Музей советских синтезаторов. А можно поиграть?

Когда данное понятие формировалось, внимание обращалось на различные ситуации, где она может себя проявить. Выяснилось, что это определение охватывает целую сферу человеческих взаимоотношений, где есть место определенным знаниям и действиям человека.

Понятие компетенции

Успешная взаимосвязь с иноязычными людьми

Общепринятое определение заключается в том, чтобы дать понять, что это конкретная способность индивида решать задачи и проблемы. Также определением межкультурной компетенции называется совокупность человеческих навыков, умений и знаний, которые он активно применяет для любого вида деятельности. Чтобы этот процесс, соответственно, и методика формирования межкультурной коммуникации были успешными, необходимо полное взаимное обращение когнитивным и аффективным умениям, которые подкреплены мотивацией, конкретным набором эмоций и ценностей. Только при полном взаимодействии возможно появление этого определения.

Развитие межкультурной компетенции

Жизнь казахов в КитаеВам будет интересно:Жизнь казахов в Китае

Успешная коммуникация

Существуют основные пути формирования МК:

  • Необходимо понимать черты своей, а также другой культуры.
  • Важно постоянно собирать новые знания о чужих традициях.
  • Нужна определенная база или план приемлемого поведения в другой стране, которые бы не расценивались дикими и необычным.
  • Межкультурная коммуникация и компетенция

    Разнообразие культур

    Понятие МК прочно связано с процессом межкультурной коммуникации. Последнее означает связь различных видов отношений и общения между индивидуумами, которые являются частью разных этнических, расовых или национальных групп.

    МК – это одна из основных категорий межкультурной коммуникации, которая постоянно развивается.

    МК предполагает наиболее эффективное общение между различными культурами и народами, а также навыки, позволяющие сделать это общение приятным и полезным. К ним относятся невербальное и вербальное общение, наличие дополнительных знаний, умение вести себя в соответствии с ценностями иноязычных людей, их установками и традициями.

    Понятие межкультурной компетенции включает в себя целый комплекс сфер – языковая, культурная и коммуникативная. Секрет успешной коммуникации предполагает не только знание этих определений, но и конкретный набор качеств личности.

    Языковая компетенция

    Общение между людьми

    Языковая компетенция – это важная составляющая межкультурной компетенции. Это понятие тоже имеет широкий спектр применения, поэтому существует очень много определений и вариантов исследований формирования языковой компетенции.

    Термин существует уже долгое время, он появился еще в XX веке благодаря лингвисту Н. Хомскому.

    Его взгляд заключался в том, что языковая личность, которая учит иностранный язык, не только должна понимать иноязычного человека, но и иметь базовые суждения о высказываниях той страны, понятиях. Это необходимо, чтобы не возникало двойственной картины мира.

    Н. Хомский предполагает в своих работах, что именно языковая компетенция помогает легче понять грамматику и систему знаков чужой культуры. В исследованиях ученого многие факторы человеческие не затронуты, так как он учитывает индивидуальные, свои, языковые стороны, исключая возможность социальных или ситуативных факторов.

    Анастасия: формы имени, производныеВам будет интересно:Анастасия: формы имени, производные

    Наиболее четко об этом говорит Е. Ф. Тарасов, который считает, что процесс изучения языка предполагает учет многообразных факторов, так как форм существования языка очень много. Например, при невербальном общении человек использует взгляд, жесты, телодвижения. Неразумно надеяться, что при вербальном, обычном общении, это будет уместно.

    Как это работает?

    Коммуникации между культурами

    Процесс формирования языковых навыков по отношению к другой языковой группе предполагает наличие определенных знаний о знаках, грамматических правилах.

    Все это необходимо для успешной коммуникации, поэтому овладеть языковой компетенцией важно при изучении чужого языка. ЯК помогает понять человеку другой менталитет, особенности артикуляции, привычки и стереотипы культуры другой страны. Овладевая компетентностью, человек делает шаг навстречу к приобщению к чужим традициям, к пониманию их и терпимости.

    Прежде чем выучить чужой язык, необходимо изучить менталитет человека, разузнать больше о традициях. Таким образом, приобщение к другому языку пройдет не так заметно, что помогает избежать появления разных представлений и картин мира. Другие традиции будут отождествляться с собственными, поэтому они уже перестанут восприниматься как чужие.

    Культурная компетенция

    Структура культурной компетенции, как части МК, имеет свою специфику. Она включает в себя общие культурные и культурно-специфические знания индивида, навык реального общения с иноязычными людьми, межкультурную восприимчивость человека в психическом плане.

    Базой для появления культурной компетенции служат многие факторы:

    • чувственность и уверенность;
    • высшая степень понимания других индивидов и культур, независимо от уровня умственных, физических способностей;
    • умение формулировать свои мысли четко и грамотно;
    • всегда быть понятным, то есть демонстрировать глубокие знания чужого языка.

    Для становления человеком, понимающим чужие традиции и взгляды, необходимо найти середину, баланс между понятиями:

    • знания и опыта чужих традиций, людей, этносов;
    • восприимчивостью и эмпатией, умением смотреть на себя со стороны и думать так, как бы подумал другой человек;
    • уверенность в собственных возможностях и силах, знанием слабостей, что выражается в полной эмоциональной зрелости человека.

    Компетенция коммуникативная

    Компетентность для повышения толерантности к другим культурам

    Межкультурная коммуникативная компетенция представляет собой взаимосвязь умений и навыков общения для правильного взаимодействия с окружающими людьми. Навыки включают в себя грамотно поставленную речь, умение говорить и слушать людей, а также поддерживать длительные дружеские отношения.

    Коммуникативная компетенция также означает наличие знаний и умений. Каких именно? Все зависит от сложившейся ситуации, поэтому набор может быть совершенно разным.

    К примеру, если коммуникация происходит с людьми в какой-то формальной обстановке, то необходимо владение большим количеством информации, чтобы постоянно ею обмениваться. Также важно соблюдать конкретные правила приличия и этикета на работе.

    Именно по этом причине КК принято разделять на формализованную и неформализованную. Любой вариант предполагает наличие определенных умений, которые важны именно для этой ситуации. Без учета этих двух групп невозможно нормальное функционирование коммуникативной компетенции.

    Условно к ним относятся такие навыки:

    • широкий словарный запас;
    • умение грамотно изложить информацию и в устном, и в письменном виде;
    • знание этикета и способность его практического применения;
    • аналитические способности, которые помогут при общении с людьми;
    • умение налаживать связь;
    • способность успокаивать, выслушивать человека, чтобы не допустить развития конфликта.

    Коммуникативная компетентность играет основополагающую роль, так как в мире, где глобализация – нормальное явление, умение общаться и поддерживать отлично выручают при карьерном и личностном росте индивидуума.

    Использования всех навыков порой бывает недостаточно, потому что необходимо знание и разговорных или профессиональных фраз, выражений, а также базовое представление о иноязычных культурах, о правах и обязанностях той страны, о стереотипах и реальной деятельности людей.

    Компетенция – это важная цель для человека, который не находится постоянно в пределах одной страны. Иностранные языки с легкостью развивают мышление, уровень интеллекта человека, а МК помогает преодолеть культурный барьер, что помогает разбудить в себе такие понятия как толерантность, терпимость, спокойствие, умение понимать и слушать.

    Компоненты

    Коммуникативная компетенция включает в себя следующие компоненты:

    • лингвистический компонент;
    • социолингвистический;
    • прагматический.

    Все они помогают в преодолении барьеров между культурами.

    Вероятные проблемы

    Существуют некоторые проблемы межкультурной компетенции, которые сильно тормозят ее функционирование:

    • мнимое сильное сходство между традициями;
    • язык слишком сложен и не похож на родной;
    • невербальные коды сильно отличаются друг от друга;
    • стереотипы о культуре;
    • склонность человека критиковать все слишком быстро;
    • постоянное напряжение, депрессия.

    Переступив через предполагаемый барьер между культурами, индивид быстро сможет сделать процесс коммуникации успешным.

    Модель МК

    Условно существует модель межкультурной компетенции, которая предполагает наличие нескольких стадий. Одна из наиболее понятных и логичных моделей была составлена Милтоном Беннетом.

    Он говорит в своих работах о том, что получение хорошего результата в процессе коммуникации зависит от наличия у человека чувственного восприятия. Оно необходимо для того, чтобы воспринимать иноязычного человека правильно, понимая причину его взглядов и мнений.

    Основные стадии реакции человека на чужую культуру и ее индивидов:

  • Отрицание существующих различий между народами.
  • Защита идентичности своего этноса.
  • Минимизация всех различий.
  • Принятие чужой культуры и допущение факта существования других.
  • Адаптация и привыкание к новому течению жизни в чужой стране.
  • Интеграция.
  • Отрицание, защита и минимизация – это стадии, которые называют этноцентристскими. Такой взгляд на вещи говорит о том, что человек ставит в центр мира именно свою культуру, считая, что равных ей нет.

    Этноцентристская личность не понимает, что могут существовать какие-то сильные культурные различия между представителями разных стран и народностей.



    Источник