18-01-2019 09:54

Иванов Сергей Васильевич и его картины

В статье рассказывается о русском живописце, одном из основателей Союза русских художников, преподавателе Московского училища живописи и Строгановского художественно-промышленного училища, художнике-передвижнике, дан краткий анализ нескольких его работ.

Иванов Сергей Васильевич

Для среднестатистического жителя России XXI века художник Иванов – прежде всего автор картины «Явление Христа народу». Иванов Андрей Иванович (1776-1848 гг.) - философ и романтик. Но был и другой художник Иванов Сергей Васильевич, живший на век позже своего однофамильца. Художник самобытный, реалист, изображающий яркие картины окружающей его народной жизни и исторические полотна, человек весьма интересный. Годы его жизни 1864-1910 гг.

Биографические сведения

Джеймс Тиссо: биография художника и его произведенияВам будет интересно:Джеймс Тиссо: биография художника и его произведения

Иванов Сергей Васильевич биографию имеет, на первый взгляд, обычную для художника. Родился в Подмосковье, учился пять лет в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителя – И. М. Прянишников и Е. С. Сорокин. Два года учился в петербургской Академии художеств. Преподавал в Московском училище живописи ваяния и зодчества и Строгановском художественно-промышленном училище. Он - автор множества живописных полотен, рисунков, литографий, работал и как иллюстратор.

Картины из каменной крошки: модные тенденции, интересные идеи, стилистика картин и технология выполненияВам будет интересно:Картины из каменной крошки: модные тенденции, интересные идеи, стилистика картин и технология выполнения

Но будучи человеком неравнодушным, воистину любящим свой народ, художник всегда умудрялся быть в гуще народных волнений. Он был участником событий революции 1905 года и сумел донести до нас чувство сопричастности к ней каждого, кто смотрит на его полотна. Сергей Васильевич Иванов много ездил по России, был в Австрии, Италии, Франции.

Третьяковская галерея, семья

Темы картин С. В. Иванова

Главным деятелем, мыслителем и носителем национальной идеи для Сергея Васильевича Иванова был русский народ. Мироощущение художника неразделимо с ярчайшими событиями в жизни народа. Он рассматривает смуту и бунты, бесправие и отчаяние не отдельного человека, а группы людей, как это изображено на полотне «Едут!», где карательный отряд яростных, сильных и здоровых мужчин, красуясь на белом снегу, летит на убогих, уже готовых к расправе коленопреклоненных, увязших в снегу крестьян. И зритель понимает, что через несколько минут неотвратимо начнется жесточайшая расправа с посмевшими взбунтоваться крестьянами, что не сможет защитить их икона, что красным от крови крестьянской станет белый снег. Страшно.

Не менее жутко становится и от картины «Расстрел» 1905 года. В пустом огромном пространстве площади, кажется, звучат залпы выстрелов. Стрельба по безоружным, физическая расправа с недовольными просителями не могут оставить нормального человека равнодушным, вызывают желание немедленно прекратить эту бойню.

Член Товарищества передвижных художественных выставок, Сергей Васильевич Иванов и в исторических картинах раскрывал черты русского характера. Это мощь народного движения («Смута», 1897 г.), красота и удаль в сценах народного быта («Семья», 1907 г.), затравленность и затаенная угроза во взгляде крестьянина («Беглый», 1886 г.), гротесковая помпезность «государя всея Руси», держащаяся на штыках («Царь. 16 век», 1902 г.). Картины художника Сергея Васильевича Иванова, как все картины художников-передвижников, путешествовали с их автором по России, становясь зеркалом реальной жизни для простых людей.

Юрьев день

Переселенцы в Сибирь

Неравнодушный к судьбам переселяющихся в Сибирь крестьян, которым не досталось земли в родном краю, главный летописец переселенцев Сергей Васильевич Иванов двигался за ними, писал их жизнь. Картина «Смерть переселенца» показывает безысходность и отчаяние этих несчастных. Ведь трудно было решиться на такой долгий, многомесячный путь: вначале на поезде за Урал до самой Тюмени, потом вверх по течению Оби на плотах до Барнаула, а оттуда уже пешком искать незанятую, ничейную землю.

По статистике, погибало 7 % переселенцев. А чего стоило этим людям найти свободную землю, обработать ее и вырастить урожай, не умерев за все это время от голода и болезней! Сергей Васильевич Иванов знал об их тяготах и бедах не понаслышке. Вот почему так ужасающе реальна сцена на картине, вот почему правительство вынуждено было начать поддерживать переселенцев, и в этом немалая заслуга и художника Сергея Васильевича Иванова.

Прибытие иностранцев

Особенности творчества художника

Суровые реалистичные полотна художника по силе воздействия можно сравнить лишь с полотнами других передвижников, где изображена «чернь замордованная» в минуты для нее роковые и неизбежные. Одной из особенностей картин Сергея Васильевича Иванова можно считать их остромоментность. Эта способность художника найти только один момент события, который раскроет его истоки и укажет на его исход, просто потрясает зрителя.

Другой особенностью полотен Иванова Сергея Васильевича можно по праву считать необычность компоновки и удивительную работу с пейзажем, который, как и все, подчинен одному замыслу, одной идее. Пейзаж, а у Иванова он типичен для русских земель и изображен в разные времена года, хорош у художника сам по себе, но он своей обычностью заставляет понимать по умолчанию, что происходящее событие совсем не исключение, а скорее правило, подчиняться которому вынужден русский народ.

Такая унификация ярких событий жизни народа относится и к различным типам и образам изображаемых людей, которые живут на картинах. Они узнаваемые, хотя достаточная доля гротескности и карикатурности у художника присутствует в его постоянном бьющем через край реализме, не чуждом и сатире.

Лыжи в 16 веке

Наследие художника

Картины художника Сергея Васильевича Иванова не могут оставить зрителя равнодушным. Сюжет их настолько прост и обыден, что даже неискушенный зритель, подумав немного, понимает, что к чему. Это приближает творения художника к простым и понятным, но до сих пор непревзойденным работам мастеров античности и ренессанса, например, статуе Лаокоона. Однако зачастую сатирическая трактовка образов, социальная направленность искусства заставляет вспоминать скорее Салтыкова-Щедрина.

Мономахи в Уветичи

Занятно, что весь «дух» картины «Царь. 16 век», как и ее колорит, просто перенесен в исторические сцены кинокартины «Иван Васильевич меняет профессию». Режиссеру удалось оживить полотно или художнику вдохновить работающих над фильмом, трудно сказать, но сходство поражает. Интерес к творчеству художника вполне понятен и с идейной, и с художественной точек зрения.



Источник