Илларион Михайлович Прянишников – пожалуй, один из самых известных художников Российской Империи. Наряду с Карлом Брюлловым, Ильей Репиным и Иваном Крамским живописец входит в плеяду гениальных отечественных мастеров кисти. Именно Илларионом Прянишниковым было основано первое в мире товарищество художников-передвижников, вопреки царской цензуре возивших свои работы по городам и организовывавших самостоятельные выставки.
Картины Прянишникова до сих пор получают восторженные отзывы от художественных критиков, а также активно приобретаются известными коллекционерами для частных собраний.
Вам будет интересно:Эрнст Гомбрих, историк и теоретик искусства: биография, труды, награды и премии
В работах мастера отражены жизнь и быт непосредственных русских крестьян, великолепно передана атмосфера старой Руси, народного духа, обычаев и привычек, веками сохранявшихся в глубинке.
Биография Прянишникова
Художник родился 20 марта 1840 года в небольшом селе Тимашово, Калужская губерния. Мальчик принадлежал к старинному купеческому роду, получил великолепное домашнее образование. По своему развитию Илларион значительно опережал сверстников, он к двенадцати годам уже смог подать документы в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Экзаменационная комиссия, ознакомившись с детскими работами художника, была настолько поражена дарованиями мальчика, что Прянишников был принят в академию без вступительных экзаменов.
К сожалению, в скором времени семья Иллариона разорилась и не смогла оплачивать дальнейшее обучение юноши. Видя серьезный настрой Прянишникова, приняв во внимание его исключительные способности, руководство академии полностью освободило Иллариона от уплаты пошлин за материалы и кисти, а также почти втрое снизило оплату за обучение.
Стремящийся к знаниям Илларион устроился «мальчиком на побегушках» в торговую лавку, где старался выполнить двойную норму работы, чтобы получить удвоенную оплату.
Ранние годы
Благодаря упорному труду и помощи работодателя в 1856 году Илларион Михайлович Прянишников восстанавливается в академии и сразу же попадает в класс живописи, которым руководили признанные мастера кисти, такие как Е. С. Сорокин, С. К. Зарянко, Е. Я. Васильев. Последний стал близким другом юного художника и смог добиться у руководства академии полной отмены оплаты за обучение и предоставление квартиры для юного дарования.
В 1864 году Илларион создает свое первое крупное произведение – картину «Чтение письма в мелочной лавке», она получила восторженные отзывы критиков и принесла мастеру малую серебряную медаль от дирекции академии. Спустя год Прянишников получает большую серебряную медаль за работу «Шутники. Гостиный двор в Москве».
Общество передвижников
В конце 1869 года Илларион Михайлович Прянишников загорается идеей создать общество художников, творчество которых было бы доступно простым людям вне зависимости от рецензии, что получила та или иная работа от императорской канцелярии. Подобный проект подобного неподцензурного союза был невероятно смелым и радикальным для того времени, он имел мало шансов на успех. Однако в начале 1870 года под активным руководством Иллариона было создано «Товарищество передвижных художественных выставок», получившее в народе название «союз передвижников».
Для русских художников 19 века тема народного быта стала особенной. Несмотря на то что до первой революции было еще далеко, все больше членов высших слоев общества стали интересоваться жизнью простого люда, и довольно значительное число представителей творческой интеллигенции старалось обрисовать картину народного быта в своих произведениях.
Отечественная война
В середине девятнадцатого века Илларион начинает уделять большое внимание истории Отечественной войны 1812 года. Художник пишет несколько полотен, посвященных этой тематике.
Множество литературных энциклопедий содержат восторженное описание картины Прянишникова «В 1812 году», на которой изображены пленные французские солдаты. Работой восхищались как современники художника, так и его потомки. Легендарный Иван Крамской отзывался об этой картине как о «шедевре русской живописи» и «замечательной вещи».
Преподавательская деятельность
В 1873 году художник принимает предложение стать одним из преподавателей московского училища живописи, ваяния и зодчества. Под его чутким руководством раскрылись такие таланты, как Коровин, Лебедев, Малютин, Степанов и многие другие творцы, произведения которых в будущем станут жемчужинами русской живописи.
В конце девятнадцатого века художник создает несколько картин, иллюстрирующих традиционный уклад и быт жителей Русского Севера. Эти работы нашли положительный отклик у культурологов и искусствоведов того времени, окончательно закрепив за Илларионом звание гениального живописца.
Народная тематика всегда была основой творчества художника. Именно в ней он черпал и вдохновение, и силы продолжать работу в нелегкие жизненные периоды.
Художественный стиль
Особенностями живописного стиля Иллариона Михайловича Прянишникова можно назвать довольно крупные мазки, использование большого количества оттенков черного и коричневого цветов. Наряду с яркими и светлыми эпизодами крестьянской жизни, художник мастерски изображает и мрачные повседневные будни простых людей, наполненные тяготами и проблемами. Для работ художника характерно мрачное настроение и блеклая цветовая гамма, что сильно влияет на общее впечатление от серии картин Прянишникова.
Смерть
Жизненный путь великого художника завершился 12 марта 1894 года. Илларион Михайлович Прянишников умер в своем доме в Москве, в окружении близких ему людей – жены и приемной дочери.