13-01-2019 03:18

Эрнст Гомбрих, историк и теоретик искусства: биография, труды, награды и премии

Британский писатель и педагог австрийского происхождения Эрнст Ханс Йозеф Гомбрих (1909–2001) написал учебник, который был одним из основополагающих в этой области. Книга, перепечатанная более 15 раз и переведенная на 33 языка, включая китайский, познакомила студентов со всего мира с европейской историей искусства.

Его «История искусства» была успешной отчасти потому, что она была доступной и философской. В ней также содержались многие из его новых, оригинальных идей о природе искусства, которые автор впоследствии развил в своих многочисленных дальнейших работах. Человек, чье любопытство и интересы простирались от древнегреческой скульптуры до плюшевых медведей, Гомбрих был влиятельным педагогом как в Великобритании, так и в Соединенных Штатах и вообще считался одним из самых проницательных мыслителей своего времени.

Испанский художник Хосе де РибераВам будет интересно:Испанский художник Хосе де Рибера

Эрнст Гомбрих

Детство

Биография Эрнста Гомбриха была весьма насыщенной. Он родился в Вене (Австрия) 30 марта 1909 года. Семья его была еврейского происхождения, хотя и приняла протестантскую веру. Его отец, Карл, был юристом и чиновником в ассоциации адвокатов Австрии. Его интерес к искусству, возможно, был унаследован от матери Леони, которая изучала музыку с композитором Антоном Брукнером и перелистывала страницы нот для еще более великого венского композитора Иоганна Брамса. Сам Эрнст Гомбрих стал хорошим виолончелистом. Психоаналитик Зигмунд Фрейд был другом семьи.

Как нарисовать знак радиации по правилам?Вам будет интересно:Как нарисовать знак радиации по правилам?

Первая мировая война сказалась на финансовом положении семьи. Пограничный контроль союзников после войны привел к широкомасштабному голоду в Вене; Эрнст Гомбрих и его сестра были отправлены под эгидой британской благотворительной организации «Спасите детей» на девять месяцев в семью шведского плотника, изготовлявшего гробы.

Учеба

После возвращения в Вену он учился в средней школе под названием Терезианум, страдая от нетерпения одноклассников, потому что учеба давалась ему слишком легко, при этом он многому учился сам. Он интересовался искусством с самого начала и написал большое эссе по истории искусства еще в старшей школе, но его интерес охватывал различные предметы.

В Венском университете он учился у одного из самых влиятельных основателей истории современного искусства, Юлиуса фон Шлоссера. Он написал диссертацию об итальянском художнике шестнадцатого века Джулио Романо, преемнике Микеланджело, и у него был дар объяснять молодым людям искусство. Эрнст Гомбрих полагал, что особенности произведений искусства были результатом усилий художников, связанных с решением проблем, характерных для их собственных ситуаций, а не смутного духа времени или особенностей исторического развития. Этот подход должен был стать центральным в зрелых работах Гомбриха об искусстве. Он, очевидно, любил писать для детей; его первая книга, изданная в 1936 году, называлась Weltgeschichte für Kinder ("Всемирная история для детей"). Она была переведена на несколько языков.

Художник Александр Родченко: картины известного авангардиста и их названияВам будет интересно:Художник Александр Родченко: картины известного авангардиста и их названия

Гомбрих за работой

Бегство от австрийского фашизма

В 1936 году он женился на пианистке Ильзе Хеллер, у них родился сын Ричард, который стал профессором санскрита. Эрнст Гомбрих в то время уже мог видеть, что обращение его родителей в протестантизм ничего не значит для нового фашистского правительства Австрии. Он покинул страну, устроившись на работу в качестве научного сотрудника в Институте Варбурга в Лондоне, частной художественной библиотеке, которая перенесла свои коллекции из Германии в Англию, поскольку культурная жизнь в Германии при нацистском режиме значительно ухудшилась. В 1938 году он смог помочь своим родителям бежать из Австрии. В том же году он начал преподавать уроки истории искусств в лондонском Институте Курто, начал писать книгу о карикатуре с коллегой-историком искусства Эрнстом Крисом. Книга никогда не была опубликована, но именно в это время он стал использовать имя Э. Х. Гомбрих, так как его раздражал двойной «Эрнст», который должен был появиться на титульной странице.

С началом Второй мировой войны в 1939 году Гомбрих начал служить своей новой стране в Британской радиовещательной корпорации (BBC), переводя немецкие передачи в разведывательных целях. Он оставался на этом посту до конца войны в 1945 году, используя эту работу как способ научиться хорошо писать по-английски, а когда Адольф Гитлер покончил жизнь самоубийством, Гомбрих лично передал эту новость британскому премьер-министру Уинстону Черчиллю.

Гомбрих с женой и сыном

Взгляд на искусство

После войны он вернулся в Варбургский институт и возобновил работу над книгой, которая стала «Историей искусства». Эрнст Гомбрих начал писать ее в 1937 году в ответ на заказ издателя Weltgeschichte für Kinder и изначально нацеливался на молодых читателей. Однако ясный, доступный стиль автора оказался идеальным для учеников всех возрастов. Книга «История искусств» была опубликована в 1950 году Фейдоном. Он не писал ее собственноручно, а продиктовал секретарю. «На самом деле искусства не существует», - начал литератор текст. - «Есть только художники».

Тициан, "Динарий кесаря": сюжет, описаниеВам будет интересно:Тициан, "Динарий кесаря": сюжет, описание

Автор имел в виду, что искусство было результатом усилий художников, направленных на решение конкретных проблем в определенное время. Он не был заинтересован в том, чтобы рассматривать искусство как вечное стремление к красоте. «Если вы попытаетесь сформулировать принцип красоты в искусстве, кто-то может продемонстрировать вам контрпример», - отметил он, цитируя газету «Таймс Лондон». И он никогда не коллекционировал предметы искусства. Он также не рассматривал его как выражение какого-то смутного духа времени. Иногда он может связывать искусство с философскими идеями, но только очень специфическим образом. Вместо этого Гомбрих рассматривал ситуации, в которых создавались конкретные произведения искусства: кто их заказывал, где они должны быть размещены, чего они должны были достичь и с какими техническими трудностями художник столкнулся в результате этих факторов.

одно из изданий «Истории искусств»

Профессор университетов

«История искусства» Эрнста Гомбриха всегда привлекала критиков. Он мало симпатизировал современному искусству с его упором на формальные принципы и его неустанные инновации, и он не исследовал глубоко искусство незападного мира. Эта книга, однако, произвела новое поколение студентов со свежим пониманием знакомых картин, и его академическая карьера быстро пошла в гору после ее публикации. Поддерживая связь с Институтом Варбурга (позже частью Лондонского университета), в 1959 году он стал его директором. Но он также имел опыт работы профессором истории искусств в Оксфорде (1950–53) и Кембридже (1961–63), а также в Корнелльском университете в штате Нью-Йорк (1970–77). Кроме того, он провел многочисленные выездные лекции. С 1959 года до своей отставки в 1976 году он занимал должность профессора истории классической традиции в Лондонском университете.

дом Гомбриха в Лондоне

Основные идеи

На публичных лекциях, таких как престижная серия лекций Меллона, которую он читал в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1956 году, выдающийся теоретик искусства не просто стремился делать интересные презентации. Он рассматривал их как повод для серьезных размышлений и воспользовался возможностью, чтобы формально развить некоторые идеи об искусстве и психологии, лежащие в основе истории искусства. Многие из книг Гомбриха были переработанными версиями лекций, которые он читал. «Искусство и иллюзия» (1960), одна из самых известных, основывалась на лекциях Меллона 1956 года, и в ней исследовалось, насколько важна конвенция в восприятии произведений искусства. Гомбрих утверждал, что художники никогда не могут просто нарисовать или нарисовать то, что они видят, но зависят от представлений, основанных на ожиданиях, полученных от того, что зрители уже видели.

В своих лекциях и сочинениях Гомбрих расширил свои психологические идеи. В последующие годы ему нравилось использовать примеры рисунков людей, которые условно были разосланы в беспилотных летательных аппаратах по Вселенной с целью сообщить что-то о людях и их месте в космосе любым инопланетным существам. У любого такого инопланетянина, указал Гомбрих, не было бы системы отсчета для интерпретации грубых рисунков людей, которые они могли бы найти: если бы у них не было человеческих рук, они, например, подумали бы, что женщина, чья рука была изображена на одном из рисунков, фактически имела когти. Гомбрих применил те же самые рассуждения на более конкретном уровне к известным картинам и к предположениям, которые сделала аудитория, когда они их рассматривали. Он был восхищен новыми формами представления, которые зависели от репрезентативных предположений, и он однажды написал эссе о плюшевых мишках, указав, что они были характерно современным явлением.

Гомбрих возле института Варбурга

Литературная деятельность

В некоторых более поздних книгах Гомбрича, таких как «Оружейная карикатура» (1963) и «Тени: описание брошенных теней в западном искусстве» (1996), рассматривались конкретные темы в его более общей области идей о психологии и репрезентации. Другие книги были сборниками очерков и выступлений на различные темы; некоторые из наиболее читаемых включали в себя «Медитацию на лошади - хобби» и «Другие очерки теории искусства» (1963), «Образ и глаз: дальнейшие исследования в области психологии изображения» (1981) и «Темы наших времен: проблемы в области обучения и искусства» (1991). Между 1966 и 1988 годами он также написал серию из четырех томов «Исследования в искусстве эпохи Возрождения» и на протяжении всей жизни поддерживал интерес к искусству древнего мира.

Эпоха современности

Несмотря на опору его идей на современную психологическую науку, Гомбриха нельзя назвать сторонником современного искусства. Одна из его самых читаемых статей появилась в журнале Atlantic в 1958 году; он назвал ее Vogue of Abstract Art («Мода на абстрактное искусство»), но редакция дала ей более провокационное название «Тирания абстрактного искусства». Ему не нравилось то, что он рассматривал как озабоченность новизной в искусстве двадцатого века, и он посвятил книгу «Идеи прогресса и их влияние на искусство» вопросу об искусстве и его связи с идеологиями, порожденными технологическими изменениями. Однако Гомбриха никогда не относили к категории строгих консерваторов, и он выступал в защиту некоторых современных художников, в том числе полуабстрактного британского скульптора Генри Мура.

В любом случае он прожил достаточно долго, чтобы увидеть, как изобразительные искусства снова выходят на первый план. Гомбрих оставался активным в последние годы своей жизни, продолжал писать и читать лекции, несмотря на ухудшение здоровья. Он умер в Лондоне 3 ноября 2001 года, у него на столе было достаточно готовых наработок, чтобы можно было опубликовать посмертный том «Предпочтение примитиву: эпизоды в истории западного вкуса и искусства». К тому времени было продано около двух миллионов экземпляров «Истории искусства». Интеллектуальное наследие Гомбриха было огромным, оно распространялось на уроки истории искусств в многочисленных общественных колледжах, где преподаватель мог указать на какое-то искажение реальности в известной картине и спросить присутствующих студентов, почему художник мог сделать это таким образом.

Гомбрих в последние годы жизни

Награды и премии Эрнста Гомбриха

Выдающийся искусствовед был командором ордена Британской империи (1966); обладателем британского ордена Заслуг (1988) и венской Золотой медали (1994). Помимо этого он лауреат премии Эразма (1975), премии Людвига Витгенштейна (1988) и премии Гете (1994).



Источник