Джеймс Тиссо стал одним из самых известных французских художников, запомнившись при этом удивительно сдержанным и немного чопорным английским стилем работ. Мастер изображал жизнь высшего светского общества, досуг дам и господ, бытовые и прогулочные сцены беззаботной жизни элитного общества, что делало его исключительно «богемным художником». В последние годы жизни мастер обратился к религиозной тематике и создал большое количество уникальных иллюстраций к Ветхому и Новому Завету.
Джеймс Тиссо
Вам будет интересно:Картины из каменной крошки: модные тенденции, интересные идеи, стилистика картин и технология выполнения
В историю мировой художественной культуры Жак-Жозеф Тиссо вошел стремительно. Отчасти это произошло благодаря врожденному таланту к рисованию, отчасти из-за правильно выстроенной политики презентации своих работ. Предприимчивый француз понял, что в моде господствовал английский стиль. Причем господствовал во всем – от манеры рисования, тем, модных отраслей и вплоть до всех направлений литературы.
Вам будет интересно:Попова Любовь Сергеевна: биография художника, работы и фото
Именно это и побудило прекрасного художника сделать основной концепцией своего творчества «богемный английский стиль». Также Тиссо сменил имя, превратив французское Жак-Жозеф в английское Джеймс, что также немало способствовало популярности художника исключительно из-за врожденной неприязни англичан к представителям других наций.
Биография
Художник Джеймс Тиссо родился в 1836 году в небольшом провинциальном городке Нант, на юге Франции, в зажиточной семье купца, построившего свой бизнес на продаже тканей. Отец будущего художника – Марсель Тиссо слыл человеком большого ума, и сразу заметил талант сына к рисованию. Мать Джеймса – Мари Дюран работала модельером, создавая различные фасоны дамских головных уборов, а также была вовлечена в семейный бизнес, который оказал немало влияние на будущую творческую концепцию Тиссо.
Выросший в атмосфере высокой моды и дорогих тканей, мальчик с ранних лет привык исключительно к богемному кругу общения, так как посетителями лавки отца и клиентами матери были далеко не последние люди элитного творческого круга Франции.
Обучение
Окончив школу и достигнув совершеннолетия, Джеймс Тиссо принял решение переехать в Париж и начать обучение в Школе изящных искусств. Содержания, ежегодно выплачиваемого ему отцом, хватало на безбедную жизнь в столице и приобретение дорогостоящих художественных принадлежностей и книг по истории искусств и культуре моды.
В столице юный художник сразу же влился в элитный круг творческой молодежи, в котором также находились такие видные люди, как Эдуард Мане, Эдгар Дега и Джеймс Уистлер.
Отчасти с их подачи Жак-Жозеф взял себе звучный псевдоним - Джеймс Тиссо, что сразу же заставило обратить на него внимание определенные слои высшего общества.
Ранние годы
Тиссо не терял времени во время обучения. В 1859 году принял участие в парижском Салоне, где представил публике пять произведений, посвященных знаменитому «Фаусту» Гете. Юному мастеру повезло – одну из его картин приобрел Государственный музей Орсе.
Вскоре Тиссо обращался к тому самому стилю, который позже сделает его знаменитым. Он начал рисовать картины из жизни светского общества, изображая преимущественно светских дам и господ, приятно проводящих свой досуг.
Зрелые годы
К середине 70-х годов 19-го века Тиссо стал знаменитым художником во Франции. Продажи его картин шли более чем успешно, что позволило мастеру много путешествовать и совершать различные творческие поездки в разные страны.
В 1870 году художник переехал в Англию, где произведения Джеймса Тиссо моментально приобрели точно такую же популярность, как и на родине мастера, однако принеся создателю и немалую долю критики. Многие известные ценители искусства называли работы француза «раскрашенными фотографиями», «светской хроникой» и не предрекали картинам долгой популярности или всемирной известности, говоря, что «пройдет мода, пройдет и Тиссо».
Личная жизнь
В 1870 году художник встретился с Кэтлин Ньютон, недавно ушедшей от своего первого мужа. Между Тиссо и Кэтлин завязался роман, и художник сделал ее своей музой. Также известно, что Кэтлин позировала для многих работ мастера.
В 1882 году миссис Ньютон умерла из-за острой формы туберкулеза, что повергло Тиссо в глубокую депрессию.
Религиозное творчество
Опустошенный смертью любимой женщины, Джеймс Тиссо принял решение вернуться в Париж. Почти год у художника отняла реабилитация, а затем Тиссо осознал, что хочет посвятить оставшуюся жизнь работе на религиозную тематику. Выбор художника пал на Новый Завет, и в 1886 году Джеймс отправился в Палестину. Его основной целью стало исследование тех мест, где за годы своей жизни успел побывать Христос. Там художник сделал тысячи эскизов и набросков, чтобы в будущих иллюстрациях достоверно точно передать виды окружающей местности и атмосферу этой южной страны.
В 1895 году стареющий художник возвратился на родину, где долго и напряженно работает над серией картин, посвященных событиям, описываемых в Новом Завете.
В том же году серия «Жизнь Христа» Джеймса Тиссо, включающая в себя ровно 365 иллюстраций, была представлена мастером в Париже и сразу же принесла создателю большую популярность в серьезных кругах ценителей живописи. На следующий год серия рисунков была выставлена в Лондоне.
Критики отмечали проработанность образов, историческую достоверность иллюстраций, а также особую атмосферу тех лет, которую удалось передать художнику на своих полотнах.
Самой известной работой серии стала «Рождество» Джеймса Тиссо. Эта картина много раз использовалась в качестве иллюстрации к различным религиозным печатным изданиям.
В 1891 году мастер начал работу над серией иллюстраций к событиям Ветхого Завета, но из-за смерти не смог окончить задуманное, создав всего около девяноста рисунков и большое количество эскизов.
Военная карьера
Художник принимал активное участие во Франко-прусской войне, после которой был вынужден покинуть Францию, так как на него пали подозрения в помощи войскам коммунаров. Переехав в Лондон, мастер некоторое время вел политическую борьбу, рисуя карикатуры на военную тематику. Позже художник оставил это занятие, навсегда распрощавшись с военной тематикой даже в сфере искусства.